Алена Долецкая — Не жизнь, а сказка

Есть какая-то символичность в том, что мой первый пост в этом году посвящен не одежде, и даже не моим планам на год, как я хотела изначально, а обзору книги. Книги, которая захватила меня настолько, что начав читать, я смогла оторваться от нее только тогда, когда прочитала финальные слова благодарности в последнем разделе. Еще вчера в 16 вечера я только-только оформила подписку на Букмейт (онлайн эту книгу я нашла только там, а ждать, пока я смогу получить ее в бумажном виде — мне не хотелось). А уже в 23.40 закончила читать. Перерывы были только на то, чтобы сделать детям ужин и накормить их. И я знала, что мне сразу же надо написать про эту книгу.

Алена Долецкая  Не жизнь а сказка

Как всегда у меня не полноценная рецензия, а скорее тезисы, которые я для себя формулирую по мере прочтения.

1. Самый главный тезис — такие значимые люди, как Долецкая, не появляются из ниоткуда. Где-то несколько недель назад мне попалось интервью Долецкой на Медузе, и там она рассказывала в числе прочего про своих родителей — гениальных без преувеличения хирургов. Я уже тогда впечатлилась этой семьей, и когда дочитала до упоминания книги «Не жизнь, а сказка» — знала, что хочу прочитать ее обязательно. А в книге Алена более подробно раскрывает и историю своего рода, и историю своего окружения. Когда я читаю такие истории про детство — детство, когда к родителям приходили друзья — Юрий Никулин, Владимир Высоцкий и так далее — я все время непроизвольно задумываюсь о том, а какое детство и окружение я даю своим детям?

2. Самоубийства. Алена Долецкая рассказывает про людей из ее жизни, которые покончили с собой. Но ее интимные истории заставили меня задуматься совсем о других вещах. В частности — история ее дедушки.
Алена Долецкая  Не жизнь а сказка

Знаете, когда говорят «невозможно отказаться», «нет выбора» — я всегда думаю о том, что у человек — конечно, если он не заперт в камере под пристальным надзором — всегда есть выбор не делать чего-либо против своей воли. Даже если один из вариантов такого выбора — смерть. Для меня всегда это было той свободой, которую никто не может отнять у человека. Я и до сих пор так считаю. Что в ситуации, когда «жить невыносимо», возможно лучшим вариантом было бы и не жить вовсе. Хотя, конечно, не дай бог никому встать перед этим выбором. Но помнить о нем — всегда стоит.

3.Наука и образование. Я всегда с трепетом отношусь к рассказам про филологические факультеты. Точнее про то, какой раньше была филологическая школа в советских университетах. Увы, уже начиная с восьмидесятых, эта сфера образования сильно просела и превратилась скорее в пустышку. Но читать про научные работы и семинары прошлых десятилетий — познавательно и где-то даже немного завидно. Впрочем, бывали и подобные идеологически окрашенные эпизоды. Удивительно читать о недопустимости использования в работе цитат Лотмана и Якобсона, например.
Алена Долецкая  Не жизнь а сказка
В целом, рассказывая про учебу, Алена очень много внимания уделяет той работе, которую приходилось проделывать. И это важно. Книга «Не жизнь, а сказка» — конечно, это сборник интересных и забавных историй. Но я просто-таки ощущаю, как вдохновляют на работу все эти обычные истории из жизни. (тем более, что речь идет о сфере, сходной со сферой деятельности автора)

4. Тело. Как иногда бывает важно увидеть для себя подобный подход. Увы, далеко не все врачи сегодня мыслят подобным образом. А в мыслях женщин все чаще появляется навязчивое желание выглядеть не хуже, чем красотка с журнальной обложки (хотя красотки за все эти усилия получают деньги, а обычные женщины — только растраты и нервы)
Алена Долецкая  Не жизнь а сказка

5.Глянец. Большинство из нас все же знают Алену Долецкую, как первого главного редактора российского Vogue. Но на самом деле ее карьера и проекты гораздо масштабнее и интереснее. Это большое число кросскультурных выставок и мероприятий с разными странами. Это и работа на компанию De Beers. В книге она много и достаточно подробно рассказывает о том, чем занималась в жизни. (хотя мне бы хотелось еще подробнее. Мне очень нравится подход этой женщины к работе). Но поскольку для меня и для многих она так и остается Богиней Глянца — просто невозможно не поделиться ее видением этой сферы медийного пространства.
Алена Долецкая  Не жизнь а сказка

Для меня лично Алена Долецкая остается той самой женщиной с хрустальным шаром. Сейчас она уже не в глянце, но вот, например, эта книга стала одним из тех лучей, которые осветят мне рабочий путь на некоторое время. И большое ей за это спасибо.

2