Быть не как все — про границы нашей индивидуальности в социуме

Недавно я стояла на остановке и ждала маршрутку. И тут краем уха услышала слова «дизайнерская вещь», «пошив», «попадает в твой стиль» и тому подобное. Аккуратно обернувшись, я увидела дам очень невнятной наружности. Неопрятная обувь, одежда невнятного силуэта и вообще непонятного смыслового посыла. На голове у одно были дреды, но они никак не подходили к тому, что на ней надето, и вообще к ее лицу. У второй волосы были покрашены в сиреневый цвет. Красивый сам по себе, но странно выглядящий на ее не очень ухоженных волосах. Все это дополнялось обилием фенечек и «авторских» украшений из серебра. Девушки обсуждали вопросы стиля и то, как важно оставаться индивидуальностью, не похожей на других. Были ли они индивидуальностью, каждая из них — несомненно. Были ли они не похожими на остальных — да. Имели ли они свой стиль — в какой-то степени да. Но все это не воспринималось с позитивным знаком. Возможно, это очень интересные девушки. Но их внешний вид не вызывал желания смотреть на них. Не вызывал желания познакомиться поближе (я сейчас не о мужчинах и их попытках познакомиться, а просто бывает, когда человек по первому впечатлению кажется вам интересным и хочется узнать его получше). А самое интересное, так много обсуждая индивидуальный и непохожий на других стиль, находясь вместе они казались абсолютно безлико-одинаковыми. Про этот феномен я уже писала в статьях про субкультуры: один рокер в толпе обычных граждан — выделяется и выглядит круто. Рокер в толпе рокеров — неотличим от собратьев в большинстве случаев.

Но рокеры хотя бы выглядят ярко. А в случае с этими девушками они выглядели максимально безлико, насколько это возможно с дредами и фиолетовыми волосами. Если бы не их разговор — я бы не обратила на них внимание. Меня привлекла именно их увлеченность в обсуждении стиля и одежды. Вот только результат не соответствовал этой увлеченности. Возможно, под «своим стилем» они понимают что-то свое. Наверное, где-то в глубине души они убеждены, что одежда в целом не так уж и важна. А важен богатый внутренний мир. Только разглядеть их внутренний мир с таким подходом сложновато. Пример этих девушек заставил меня задуматься об индивидуальном стиле, желании быть «не как все» и о тех целях, которые хочется достичь своим внешним видом и какие в результате достигаются на самом деле.

Одежда — это способ выразить личность. И она ее выражает, даже если вы сознательно никаких подобных целей себе не ставите. Но уже по тому, какой комплект одежды надеть сегодня утром — уже можно кое-что сказать о вас, вашем образе жизни, эстетической системе координат и иногда даже о системе ценностей в целом. И вот в чем сложность: нам всем хочется, чтобы одежда выглядела интересно, чтобы мы выглядели интересно. Но чтобы одежда выражала интересную личность — надо, в первую очередь, чтобы вы были такой личностью. А с этим часто есть сложности. Причем, сложности двух типов. Есть люди, которые «интересничают» и очень хотят выглядеть интересно. Но их личности сами по себе не интересны, их убеждения тусклы и скучны. Поэтому, как бы они ни изгалялись с одеждой, они не притягивают к себе интерес и внимание. И есть люди, которые очень интересны. Они заняты интересными проектами, у них интересные мысли. Но бывает, что их собственный внешний вид, одежда и стиль — не входят в сферу их интересов вообще.

К счастью, для таких людей сегодня есть масса универсальных рецептов «как одеваться хорошо». Да, в этом не будет, возможно, какого-то особенного стиля. Но стиль будет привноситься самой личностью в набор вещей. А что же у нас сегодня есть для тех, кто хочет «быть яркой индивидуальностью»? Быть не такими, как все? Часто, чтобы выделиться, они противопоставляют себя времени, актуальной моде, определенным гендерным рамкам и иногда социуму в целом. И интересно, что иногда из одних и тех же противопоставлений получается очень разный результат.

Вообще, наверное, это тема для большого исследования: как можно противопоставлять себя различным нормам и какой на выходе получается результат. Самый простой пример, который мы все неоднократно встречали — пожилые женщины с ограниченными средствами. Понятно, что их ситуация вынужденная, тем не менее даже в ней многие умудряются думать про одежду не только как защиту от холода. Но много тех, кто полностью вычеркивает себя из рамок гендера, эстетической парадигмы, представлений о приемлемом и так далее. (стрижка покороче, чтобы реже обращаться к парикмахеру, отсутствие заботы об эстетической стороне одежды, уменьшение стыдливости — например, работа на огороде в жаркий день в нижнем белье — и так далее). Когда говорят о стиле, моде и одежде — этот пласт людей часто упускают из внимания. Но тем не менее для объективности картинки нельзя не упомянуть его. Как и то, что про этих женщин не вспоминают. Просто чтобы проиллюстрировать как раз тот факт, что выведение себя из определенной социальной парадигмы — делает из человека фактически невидимку. Эта же участь часто постигает и девушек с «богатым внутренним миром», как из примера в начале поста. Они настолько увлекаются своей «индивидуальной нетаковостью», что в результате просто выпадают из поля зрения других людей в большинстве случаев. Потому что они получаются не «не такие», а «никакие» в итоге.

Есть ли исключения? Есть конечно, и их очень много. Яркие примеры, которые первыми пришли мне на ум — Нэнси Спанджен и Кортни Лав. Панк-культура — это не просто противопоставление себя социуму и нарушение норм, а разрушение норм (и часто — разрушение себя, но мы сейчас не про это). Почему же дамы, так явно противопоставляющие себя массовой культуре и моде стали своего рода иконами для этой массовой моды и культуры? Во-первых, явно сам масштаб личностей таков, что харизма заслоняет собой все. И реакция общества в итоге не отторжение, а любопытство. Во-вторых, конвенционально красивая внешность: стройное молодое тело интересует публику даже если речь идет о деструкции образа. Такой девушке можно простить неряшливость, неухоженность, немытые волосы, синяки от уколов наркоты и многое другое.

В качестве противоположного примера приведу Бет Дитто. У нее есть качество, активно отторгаемое обществом — полнота. Значит, при всей ее яркости и нестандартности она не может позволить себе еще один «отталкивающий» фактор. Поэтому, все ее образы, хоть они яркие и провокационные, «вылизаны» с точки зрения тщательности исполнения и ухоженности.

Если немного подытожить сказанное: можно быть не такой как все и вызывать разные эмоции. Удивление, восхищение, возмущение даже и отторжение (вплоть до игнора, сознательного или несознательного). Все зависит от того, какую реакцию мы хотим получить для себя. И что для этого делаем. Потому что, увы, часто те, кто ждут восхищения или хотя бы удивления (или пусть даже возмущения) вдруг оказываются без реакции, потому что их образ «выпал за рамки» общественного зрения. И наоборот, те, кто сознательно желает вызвать отторжение (потому что цель — протест) или игнор — могут получить восхищение, потому что вписываются в определенные концепты плюс воздействуют на окружающих своей самодостаточностью и прочими личностными качествами.

Что из этой всей моей простыни текста можно вынести полезного для себя?

— Первое и самое, как мне кажется, полезное: важно не только тот посыл, который ты хочешь донести обществу о себе, но и то, что общество готово считать. Можно сколько угодно акцентироваться на серебряных украшениях с особым смыслом, но если наблюдатель\собеседник сочтет, что твоя голова, допустим, оформлена очень неряшливо — до рассмотрения других смыслов дело не дойдет. Пусть даже для тебя это выражение своей естественности и природности — никто не будет заморачиваться считыванием этого месседжа.

— Поняв это, надо определиться в целом с тем, какая у тебя цель самопрезентации в этом мире. Вот прямо буквально: «я молодая специалистка в области исследований раскопок мамонта и хочу, чтобы люди видели во мне заинтересованного ученого и интеллектуальную женщину.» Неважно, как именно вы себя хотите презентовать. Но в вашей формулировке будет важно каждое слово. Вот тут, допустим, нужно учесть и «специалистку», и «женщину», и «молодую» и еще много чего. После этого задумайтесь о том, что из этого считывается в вашем образе, а что нет. И почему.

— Если в какой-то степени ваша цель — выделяться или противопоставлять себя обществу — подумайте о том, в каком ключе вы это хотите преподнести. Что будет «нарушать каноны», а что при этом — привлекать внимание? Проблема многих «выделяющихся» в том, с моей точки зрения, что они слишком увлекаются и в итоге «выделяются» из мейнстрима настолько, что вообще выпадают из поля зрения социума. Нет, у кого-то может быть и такая цель. Но если вам хочется все же в определенной мере привлекать внимание к себе — то подумайте о тех вещах, которые будут отвечать за это.

— Нарушение какой-то одной нормы или стереотипа не несет за собой никакой положительной коннотации. Если вы отходите в своем образе от сексуальности и гендерных стереотипов (каблуки, локоны), то это не значит, что вы автоматически придете в другой лагерь, например, условный «интеллектуальный унисекс». Нет, вы будете как те старушки из моего примера невидимы для многих. Потому что отказ от одной нормы, роли или стереотипа — это только половина работы. А вторая половина — это как раз выстраивание нужного образа.

— Что делать тем, кто не хочет ничего нарушать, не хочет и выпасть из поля зрения, но и заморачиваться выстраиванием образа тоже особо не хочет — как я уже говорила, для таких людей сегодня есть масса готовых рецептов. От лукбуков брендов, до прямо стилистически-ролевых моделей. Стоит только однажды определиться «кто ты», выстроить для себя хотя бы минимальную парадигму — и дальше просто на автомате двигаться в ее рамках.

13