Casablanca — рассматриваем наряды в фильме

Кто читает меня в фейсбуке, могли видеть мой отзыв на фильм Casablanca. И теперь я решила немного написать про костюмы из него.

Начать, наверное, надо с того, что костюмером ильма стал знаменитый Orry-Kelly. Мы знаем его по костюмам к фильму «В джазе только девушки», за которые он получил «оскар». Но по моему мнению, костюмы в Касабланке ничуть не менее примечательны, а возможно даже их можно назвать более сложной работой, потому что костюмеру нужно было достичь максимальной выразительности, притом не имея возможность использовать ту сценическую яркость, которая была оправдана в «Джазе».

Орри-Келли не очень много ставил на этот фильм. Ингрид Бергман, исполнительница главной роли, была весьма капризна в выборе нарядов. А продюссер фильма старался урезать бюджет. Тем не менее у костюмера получились очень яркие и запоминающиеся образы.

Например, первое появление героини в кадре. Восхитительный белый костюм с вырезом и крупной бриллиантовой брошью. Глубина и форма выреза тщательно выверены и практически отзеркаливают вырез пиджака ее мужа.

casablanca наряды

В целом костюм строгий, но к отличие от традиционной моды сороковых — у него длинная юбка из струящегося материала. И при всей акцентности плеч, вытачки идут довольно плавно. Все это подчеркивает нежность и женственность в образе.

casablanca наряды

В своем костюме героиня вполне вписывается в мужское общество в белых пиджаках. Она практически не отличается от них. И лишь укладка с мягкими волнами выделяет ее на их фоне. И крупная бриллиантовая брошь подчеркивает то, что она сама — как драгоценность в этом кругу.

Кстати, интересно в целом отметить, что наряды Ильзы почти всегда имеют очень четкую форму, особенно в верхней части. Это строгий приталенный жакет. В то время как, например, наряд любовницы Рика — это мягкие бесформенные линии. Как мы потом увидим — она так же «бесформенна» и беспринципна в своих предпочтениях, как бесформенны ее наряды.

Можно расценивать такую разницу силуэтов, как подчеркивание того, что Илзе — очень тверда в своих взглядах и ценностях. Даже в плане личных отношений у ее убеждений имеется четкий структурный «каркас». Но есть моменты, когда мы видим ее колебание в отношении между двумя мужчинами. И тогда мы видим ее, например, в мягкой блузке из шелка и темной юбке, подпоясанной красным кушаком.

casablanca наряды
Ingrid Bergman Casablanca costume.

Интересно, что в цвете этот наряд выглядит несколько иначе. Потому что красный пояс, туго и плотно очерчивающий талию, сразу придает образу сексуальность и притягательность. Хотя в черно-белом варианте этого и не видно.

Вообще, вся Парижская линия в гардеробе Ильзы — это мягкие нежные ткани/ Пока показывается любовная линия Ильзы и Рика — мы видим ее в мягких блузках, шелковых платьях и пеньюарах.

И лишь в некоторых сценах — она в строгом застегнутом жакете. Это в тот момент, когда Рик не знает и зритель еще не знает, но героиня по сюжету уже знает (и нам расскажут про это после) — что ее муж, сбежавший из концлагеря, жив и нуждается в ее помощи. Именно в этот момент она пренебрегает мягкостью и сковывает себя долгом.

Вот тут герои пьют шампанское, чтобы не досталось оккупантам, и договариваются уехать из Парижа, хотя Ильза уже знает, что лично она никуда не едет, а отправляется спасать мужа — лидера Сопротивления.

Немного мягкости мы видим, когда Илзе ночью навещает Рика. Но ее платье почти полностью скрыто длинным шарфом, в котором она похожа на привидение. На виду лишь как раз жесткая линия плеч. И весь образ ее нам сообщает, что она — не более чем призрак из прошлого.

casablanca наряды

Еще одна сцена — встреча возле торговца на рынке. И мы видим, что хотя между героями и есть связь (перекликающиеся детали — галстук и полосатая блузка), все равно, эта связь уже упрятана вовнутрь, а сверху мы снова видим тот самый жесткий панцирь, латы верности и убеждений.

И, наконец, культовая финальная сцена прощания на взлетной полосе. Мы видим, что в целом костюм Илзе скорее созвучен плащу Рика, чем костюму ее собственного мужа. И вроде бы как да, ведь она была готова остаться в Касабланке, отдав шанс на спасение своему супругу. Но Рик решает иначе. Ее роль — не только любить мужчину (Рика или Виктора Лазло), но и поддерживать его. Быть равноправным бойцом в этой борьбе. И в таком случае ей правильнее быть вместе с мужем, чтобы помогать ему. И сам костюм Ильзы больше похож на военный френч, с крупными карманами и приметными клапанами.

casablanca наряды

Примечательно, что сам Рик в обеих сценах, когда он расстается с Ильзой, появляется на экране в одном и том же плаще-тренче. Но в Париже он мокнет под дождем, выглядя жертвой погоды и обстоятельств (и женского предательства, как ему думается), а в Касабланке он смотрится в этом тренче уверенным мужчиной, который сделал правильный выбор.

12