Детское чтение

Я, наверное, тот редкий родитель, которому приходится ограничивать детям время на чтение. Потому что очень важно соблюдать гигиену зрения и давать глазам отдых, хоть иногда. Как получилось, что у меня читающие дети, и что именно они читают — попробую рассказать вам в этом посте.

Оба моих ребенка начали читать довольно рано. Вообще, тут надо сделать лирическое отступление, что мы вообще называем ранним чтением. В моем представлении навык чтения формируется двумя путями. Первая — традиционная для нас: узнавание букв, складывание их в слоги и затем в слова. Как только мы можем сложить из слогов слово — мы соотносим его с имеющимися в нашем словарном запасе и делаем умозаключение: ага, стол пишется как «стол». А если слова в словарном запасе нет — значит, мы его не знаем («Мама, а что такое «кафтан?»), либо же неправильно сложили буквы в слоги и слова. Я считаю, что на этом этапе уже вполне правомерно говорить о том. что человек умеет читать. Осмысление прочитанного — это такая категория, которая уж очень сильно зависит от возраста. Разница восприятия текста (написанного, услышанного) у трехлетки все равно будет другая, чем, допустим, у шестилетнего ребенка. Но это еще не дает причины говорить, что он не воспринимает текст вообще. Так что начальная стадия чтения — «возможность воспроизвести написанное на бумаге слово, соотношение его с соответствующим словом из словарного запаса и дальнейшее соотношение с предметом или понятием, этим словом обозначаемым» — задача, вполне посильная для трехлетки. Дальше все пойдет только по нарастающей: складывание слов в предложение, предложений — в текст, слежение за сюжетной нитью — эти ступени развития чтения зависят уже от общего развития и, конечно, от читательской практики.

Не менее интересным мне видится и второй способ формирования навыка чтения: запоминание и узнавание слов целиком. Мне кажется, у англоязычных детей происходит именно так (родители — поделитесь). Потому что сложно складывать слово из букв, которые в этом слове не произносятся. Именно поэтому сформировалось отдельное понятие spelling. Сегодня и у наших педагогов в ходу есть методики (Доманн, кажется, с карточками), которые тоже предлагают запоминание слова целиком. Но мне лично кажется, что для флективных языков это не очень удобный подход. Большое количество форм одного и того же слова дает нам при чтении необходимость узнавания и соотнесения конкретной словоформы, со всеми нюансами словоупотребления, а не только исходника в именительном падеже и единственном числе.

Мои дети осваивали чтение по первому пути. Причем больше в игровой форме. Сначала мы много читали всяких «азбук», где к каждой букве идет, например, четверостишие. Дети запоминали эти стихи, а заодно — и буквы. Затем по букварю учились складывать эти буквы вместе и читать слоги. При этом, запоминание целых слов тоже бывало. Потому что много читали, стихи заучивали на слух наизусть. И понятно, в той или иной степени это заученное соотносили с графическим изображением слов.

Вообще, совместное чтение — это, на мой взгляд, самый удачный способ научить ребенка читать. Никакие «а сейчас мы сядем и будем учить буквы» тут рядом не стояло. Возможно, поэтому у меня и нет ощущения, что я и свекровь как-то специально занимались с детьми в плане «научить читать». С другой стороны, если вспомнить — мы постоянно им что-то читали. То ли из книги, то ли по памяти, но это был непрерывный поток текстов. (Кажется, меня сейчас разбуди ночью — я до сих пор вам наизусть всего Чуковского расскажу). В общем, на вопрос «как вы так сделали, что у вас дети любят читать» — я бы ответила, что одна из причин в том, что они с рождения окружены хорошими текстами. Литература, пусть даже сначала в устном виде, просто становится органичной частью их жизни.

Вторая причина, которая работает на любовь детей к чтению, — читающие родители. Это, конечно, совсем не гарантия успеха. Я знаю семьи, когда у читающих родителей растут дети, которые не любят читать. Но тем не менее, когда совсем не читающие папа и мама требуют от своих отпрысков любви к чтению — мне это странно. Откуда ж этой любви взяться, если в семье ее ни у кого нет? В нашей семье дети видят, что папа и мама постоянно читают что-то интересное, обсуждают. Чтение занимает достаточно значимую роль в жизни семьи. И понятно, что в таком случае шанс, что дети тоже увлекутся книгами — несколько выше.

Дети вообще любят быть похожими на родителей. Вот Майя, например, очень обрадовалась, что у нас теперь с ней есть абсолютно одинаковые классные платья от Yumster с веселыми хомяками и вкусняшками:) Детям часто хочется быть как мама или папа. А взрослым, кстати, тоже иногда хочется быть похожими на детей. Так что это как раз повод и платье «веселенькое» надеть, и книжку с ребенком прочитать вместе. А не только свои взрослые и важные про достижение целей или что вы там читаете.

Очень важная штука в детском чтении — давать ребенку читать то, что им нравится. Есть у некоторых родителей в голове такой миф про «книги в нашем детстве были лучше». И вот руководствуясь этим мифом они хотят, чтобы их дети читали те же книги, которые в детстве любили они. А дети хотят совсем другое. Не потому что какие-то книги лучше, а какие-то хуже (хотя, наверное, сегодняшним младшешкольникам не очень интересно читать про проблемы октябрятской звездочки), а просто потому что даже у маленького ребенка уже могут формироваться какие-то свои предпочтения. И вот мне кажется очень важным поймать тот момент, когда ребенок готов и хочет прочитать самостоятельно свою первую книгу. Нужно дать ему свободу в выборе этой книги. Думаю, от этого очень многое зависит.

Для Матвея такой книгой стала «Лесная школа» Всеволода Нестайко. Он увидел книгу в магазине (мы часто ходим в книжные) и сразу попросил купить, пообещав, что прочитает ее сам от начала до конца.

Для Майи «первой самостоятельной книгой» стала книга из серии про Паддингтона. Да, сначала она посмотрела фильм, правда. А потом захотела прочитать про этого медвежонка все книги, которые только изданы:)

Не стоит критически высказываться про выбор ребенка, даже если вам он кажется странным. Сейчас дети увлекаются всякими вампирами, ведьмочками, феями. Иногда читаю на родительских форумах отзывы, мол «что за нечисть, пошли бы лучше про Незнайку прочитали» и все подобное. Но я считаю, что тут до определенного момента очень важно идти за ребенком, чтобы просто сохранить у него интерес к чтению. А книги даже про таких существ могут быть очень интересными. Вот, например, от издательства «Виват» Майе пришла в подарок книга про Айседору Мун — необычную девочку, у которой мама — фея, папа — вампир. А сама девочка — похожа на них обоих. (подробнее про книгу можно прочитать тут) Майя от книги оторваться не могла и прочитала ее реально за полдня. Мы были на пляже, так она не стала даже замок лепить, а сидела на матрасе и читала.

Влиять на выбор чтения можно уже тогда, когда у ребенка выработалась сама привычка читать. Вот тогда можно что-то ему подсказать, направить. И очень важно, чтобы у детей был свободный доступ к книгам и большой выбор. (я уже однажды писала это в статье про метод Мари Кондо и про ее совет избавляться от прочитанных книг) Я, например, была очень удивлена, когда где-то в первом классе Матвей вдруг снял с полки советское академическое издание мифов Древней Греции и зачитался ими на неделю. Ребенок еще не знает, что может ему понравится: какой жанр, какой писатель. Поэтому в книжном мире у него должна быть возможность «попробовать» как можно больше. Сейчас Матвею 12 и я почти не контролирую его чтение. И часто он читает вполне взрослые книги. Часто это фантастика — Олди, Гаррисон. Иногда даже книги типа Кастанеды. Я даю ему почти полную свободу выбора в этом вопросе.Нет, наверное, если он возьмет Генри Миллера, я все же скажу, что это не совсем ему по возрасту. Но в основном не ограничиваю и не контролирую.

Подводя итоги, хочу сказать, что любовь к книгам вовсе не является гарантией того, что ваш ребенок вырастет эрудитом, интеллектуалом и кем вы там его еще хотите видеть. Но я знаю, что я для себя нахожу в книгах много важного, нужного и ценного. Иногда книга — это очень важное подспорье в нужный момент. Это очень важный инструмент в деле осмысления жизни. И я хочу, чтобы у моих детей тоже были все возможности пользоваться этим инструментом.

Еще раз напишу, что на этих фото мы с Майей в одинаковых платьях от Yumster. Классная детская (и не только, как видите. Я вполне влезла в самый большой размер на рост 158) одежда из натуральных материалов.
Сайт — http://www.yumster.com.ua
Инстаграм — @yumster.ua
Фейсбук — YumSter.ua

8