Дорогое шмотье — или о том, как меняется рынок люкса

Я начала ловить себя на этой мысли еще сезон-два назад. Когда увидела, что в дизайнерских коллекциях встречаются странные вещи, которые вызывают удивление у людей, воспитанных лекциями Эвелины Хромченко про базовый гардероб с непременным тренчем и юбкой-карандаш.
Например, вот этот фриформ-свитер Valentino, сделанный в лучших традициях стиля «бешеная лужайка», у которого много поклонниц на рукодельных форумах. Его когда-то активно обсуждали в блоге Стеллы Клар.
2589788_original

Впрочем, этому фриформу уже пару сезонов. А вот посвежее: свитер Chloe, до боли напоминающий жуткие олимпийки, продававшиеся в магазинах Спорттовары при СССР. Полторы тысячи долларов, между прочим.
685111_in_xl

А вчера Арина Холина у себя на страничке опубликовала вот этот текст. И я поняла, что мои мысли складываются в определенный паззл.
112

Вот в этом «Это стиль для людей улицы, а не для тех, кто тусит по показам и покупает дизайнерские вещи» — в этом есть большая ошибка. Мода поменялась и мир поменялся очень сильно.

«Люди улицы» — теперь везде. И это не понятие статуса или финансового состояния, а понятие мировоззрения. Люди сегодня часто уже не покупают вещи, которые должны что-то сообщать об их статусе. Люди все чаще покупают вещи, которые сообщают что-то о них самих: об их пристрастиях, мировоззрении, идеях и мыслях. Поэтому, бизнессмен в футболке Kiss — уже давно не редкость. А его подчиненные изо всех сил «держат статус» дорогими костюмами и часами. Впрочем, для того, чтобы иметь смелость, условно говоря, на футболку — не обязательно быть крупной финансово независимой единицей. Вы можете быть кем угодно. Сегодня мир позволяет всем самовыражаться. Если вам, конечно, есть что выразить.

У людей, которые странно одеваются, сегодня появились деньги. Раньше на такой покупательский уровень (дизайнерские бренды с ценой свитера в несколько сотен, а то и тысяч долларов) выходили только солидные мужчины в костюмах и элегантные дамы в мехах и бриллиантах. Остальные стремились хотя бы визуально приблизиться к ним, покупая дешевые костюмы и украшения с цирконием. Но мир изменился и продолжает меняться. Сегодня деньги не там, где раньше. И, условно говоря, у каждого фрика есть шанс открыть стартап и заработать миллион. И одеваться он будет также, как и раньше. Но платить уже готов больше. Поэтому бренды активно идут навстречу такому покупателю.

Если человек готов платить и имеет деньги для этого — он будет покупать. Миф о непритязательном гении — он часто и остается мифом, потому что такие гении все равно имеют свои пристрастия и слабости, на которые денег не жалеют. Вот, например, я нагуглила гардероб Стива Джобса, который казался для всего мира иконой аскетизма в своей неизменной черной водолазке. Вот только водолазка эта — от Issey Miyake, примерная цена онлайн — около 300 долларов. А учитывая, что для Джобса был отшит индивидуальный заказ — то цена каждой отдельной водолазки может быть и гораздо выше. Если продолжать дальше, то очки Lunor стоят от $450, а ценник на свитера vonRosen, которые в последние годы Джобс носил поверх водолазки, потому что из-за слабости сильно мерз, начинается от $650. Добавим к этому вполне демократичные левисы и кроссовки NewBalance и в целом цена всего, что было надето на Джобсе, превышает полторы тысячи долларов. Весьма недешевый аскетизм, вы не находите?
worst-dressed-steve-jobs

В целом и популярность нормкора сегодня как раз в том, что те мальчики и девочки, которые в девяностые носили рубашки в клетку, сегодня разрабатывают новые технологии и получают огромные гонорары. И все так же любят клетчатые рубашки. И готовы покупать их, не особо анализируя ценник.

Помните, как мы все в девяностые покупали странные турецкие свитера на рынках. И казались себе очень модными и стильными. И носили их с джинсами, купленными в ближайшем секонде. Сегодня можно купить такой же свитер или кардиган из мохера за две тысячи (это, кстати, тот самый Saint Laurent).

На самом деле мы приходим к интересной ситуации. Сегодня в принципе можно в секонде, например, собрать образ, полностью аналогичный какому-нибудь подиумному луку. Возможно, в чем-то уступающий по качеству, но и то не факт. (Сейчас дизайнерская одежда — это не про качество вообще.) И, казалось бы, самовыражаться стало проще и легче. Но на самом деле стало сложнее. Сегодня невозможно «притвориться» стильным, мимикрировать под какую-то идею. Можно было научиться быть элегантной тридцать лет назад. Выучи свод правил типа подбора сумочки под туфли и лака к помаде — и вот ты уже правильно выглядишь. А если найдешь портниху, копирующую дизайнерские вещи — ты на коне. Пятнадцать лет назад, чтобы казаться «правильной и стильной» надо было просто одеваться в правильные вещи в нужное время.

Можно было создать иллюзию более дорогого вида или создать видимость принадлежности к другой социальной группе и другому статусу. А дальше уже, как следствие, приблизиться к этому статусу в реальности. Именно поэтому в какой-то момент стилисты стали новыми проповедниками: они помогали делать шаги к новой жизни.

Сегодня одновременно проще и сложнее. Сегодня ты можешь носить все, что угодно, сочетать это с чем угодно. И вопрос только в том, есть в этом всем твоя индивидуальность, или же это просто слепая копия увиденного где-то образа. И именно поэтому, кто-то купит камуфляжную парку на секонде и будет выглядеть стильно. А кто-то купит опять же парку Saint Laurent за 1300 долларов и будет чувствовать (и выглядеть) пугалом.
mkm

А дальше каждый уже играет в эту модную игру сам. Кто-то хочет максимально мимикрировать под толпу, чтобы оставаться «невидимкой». Кто-то хочет играть на сексуальности или женственности. А кто-то создает свой образ, как некий концепт.

Поэтому, сегодня стилисты — это не всегда о том, как правильно подобрать туфли под юбку. А скорее о том, как лучше всего прочитать свое «Я» и сделать так, чтобы оно было легкосчитываемым для других.

16