Из чего складывается наш стиль

Эта статья, наверное, для тех, кто недоволен своим образом и внешним видом, но не понимает, что именно не так, почему гардероб и отражение в зеркале не устраивают. Я пока тут еще не могу дать какие-то практические советы по исправлению\выравниванию ситуации. Я только начала копать в этом направлении. И пока что собрала в один текст наблюдения о том, как мы одеваемся и презентуем себя, как работает наше мышление\ощущения при этом.

Этот текст может быть полезен тем, что вы в чем-то узнаете себя, алгоритм своих действий и поймете, почему же вам не нравится результат. А от этого можно уже будет позже прийти к пониманию того, что вам нужно менять в своих отношениях с одеждой. Если, конечно, вы будете чувствовать в этом необходимость.

Я выделила четыре главных отправных точки, от которых мы отталкиваемся, выбирая ту или иную вещь.

1. Телесные ощущения от одежды.
Тут может быть миллион разных критериев. Начиная от банального тепло\холодно, заканчивая ощущением того, как ваше тело двигается в той или иной одежде, как соприкасается с тканью и какие вы ощущения от этого получаете. А ощущения могут быть самими разными. Я знаю человека, который категорически не приемлет закрытую шею. Неважно, что это: шарф, горловина свитера, слишком плотно прилегающий воротничок рубашки — у человека сразу ощущение, что он реально задыхается. Понятно, что в такой ситуации можно советовать сколь угодно стильную водолазку, но она будет приносить настолько сильное ощущение дискомфорта, что либо не будет носиться, либо образы с ней — какими бы стильными они ни были визуально — не будут приносить удовлетворения.

У каждого из нас свои требования к комфорту. Мягкий\структурный материал, натуральный\технологичный, легкий\тяжелый. Тут не бывает универсальных советов, это как раз та часть, в которой никто лучше вас не знает, что вам наиболее всего подходит. Но есть определенные ориентиры. Например, это те вещи, которые вам доставляют максимальный комфорт в ситуациях, когда вы вообще отключены от мыслей про внешний вид и чужие оценки. Это могут быть те вещи, которые вы надеваете дома, на даче или еще где-то, где вас никто не видит. И при этом нравитесь себе по каким-либо критериям. Расскажу для понятности пару историй из детства. Дача у нас была далеко и туда надо было ехать на электричке. А от электрички еще и идти 20 минут. Обратно — такая же фигня соответственно. И вот у дедушки на даче хранилась куртка-парка на случай дождя. Это была его куртка, но на время пути до электрички он отдавал эту куртку мне всегда. Большая объемная парка (дедушке она была до середины бедра, а мне — почти до колен), я надевала ее, подкатывала рукава, куталась в капюшон и очень себе нравилась в таком виде (хотя подозреваю, что со стороны, возможно, это выглядело странно). Так вот недавно, я купила себе парку, длиной до колена. И как раз в ней я поймала то самое ощущение комфорта из детства.

2. Наша внешность.
Это самый сложный пункт для нас самих. Потому что мы тут ориентируемся не на конкретные личные ощущения, а на абстрактные внешние оценки. Себя самостоятельно оценить очень сложно. А ожидая оценки от специалиста — мы ожидаем и готовых решений. Решения эти нам не всегда подходят, а иногда не подходят вовсе (см. выше пример про шарфик для человека, которые не терпит ничего на шее).

И конечно, сложно оценить себя самостоятельно. Особенно с учетом того, что этот критерий направлен не столько на свои ощущения, сколько на то, какое впечатление мы производим на окружающих. Мы не просто оцениваем свою внешность, а прикидываем, что будет выгоднее и красивее подчеркивать то, что мы хотим подчеркнуть.
index

3.Художественный образ
Это та картинка, которую мы себе рисуем в голове, когда одеваемся. Какой-то образ, который мы копируем или создаем самостоятельно. Это может быть чье-то фото из глянцевого журнала, а может быть шедевр живописи (причем, не обязательно даже портрет — помните, например, сколько картин мы разбирали как примеры цветовых сочетаний?). Картинка в голове зависит от личных эстетических предпочтений и от культурного багажа. Но тут нет разделения на плохо\хорошо. Девушка, вдохновляющаяся Серовым, может быть одета хуже девушки, которая вдохновляется чьим-то инстаграмом.

Ну и конечно, есть большая разница между тем, какая картинка нарисована у нас в голове, и во что это реализовывается на практике. И насколько окружающие могут «считать» исходную идею. Но обычно тут важнее, насколько мы сами ощущаем реализованность своей картинки. Например, задумку с «мельничными жерновами» вполне может воплотить просто блузка с оборками на воротнике. Или даже без оборок:)
1

К пункту про художественный образ советую почитать блогера Upryamka по тегу Архетипы

4. Социальность
В эту категорию относится много всякого. И следование трендам, и соотнесение одежды со статусом, и требования общества, и личное ощущение уместности. Причем, как мы можем судить, в разных ситуациях это все будет очень отличаться. Если когда-то появиться в платье из такой же ткани, как другая женщина — это кошмар каждой барышни, то сейчас, например, подружки невесты специально надевают одинаковые платья. Или например, по одну сторону у нас желание быть оригинальной и не похоже на других. А с другой — ощущение «невыпадения из стаи», иногда вплоть до покупки конкретных вещей. Особенно это ощущалось в девяностые, когда все одевались как из инкубатора, но именно эта цель и достигалась: купить лосины, брюки-чарлики и юбку с разрезом, как у всех.
2

Это были те отправные точки, от которых мы выстраиваем свой образ. Теперь поговорим о том, что влияет на результат. На то, что у нас получается в итоге.

1. Система приоритетов — IN или OUT. Это сейчас очень важный момент, который нужно про себя понять. Поясню на основе вышеприведенных пунктов. Для тех, у кого в приоритете IN — на первом месте стоит ощущение физического комфорта и художественный образ в собственной голове. Причем тут даже не важно, читается ли этот образ окружающими. Гораздо важнее собственное ощущение удачности и полноты образа. Те, у кого в приоритете OUT — ориентируются на социальные критерии в своих отношениях с одеждой. И конечно у них есть цель максимально выгодно подать свою внешность при помощи подобранного гардероба. Причем, надо понимать, что даже при одинаковом подходе — результаты могут быть очень разными. Потому что если для одной «выгодно подать» — это мини, декольте и стразы, то для другой — это деловой костюм, дорогой ремень и мужские часы, вызывающие расположение собеседника на переговорах. Кстати, в рамках обсуждения IN\OUT советую прочитать вот эту статью Образ и обратная связь

2. Желание работать над образом.
Два противоположных подхода: с одной стороны люди, которые постоянно готовы работать над своим внешним видом, образом. У них есть на это силы и желание. И с другой стороны люди, которые не хотят прикладывать никаких усилий в плане одежды. Интересно, что и те и другие могут обращаться к стилистам. Потому что первые постоянно ищут новые идеи для того, чтобы «более лучше одеваться». А вторые — ищут готовые решения, которые просто упростят им муки выбора. Впрочем, во второй категории есть люди, которые вообще считают одежду сугубо функциональной вещью и одеваются не задумываясь ни о чем. Думаю, среди моих читателей нет таких, потому что если вы читаете блог о стиле — значит, у вас уже есть какие-то вопросы и заинтересованность в этой теме.
От себя скажу, что желание или нежелание работать над образом я ни в коей степени не расценивают в категориях хорошо\плохо. Это просто один из критериев и не более того. Но для себя нужно определиться куда вы себя по этому критерию относите.

3. Финансовая составляющая планирования гардероба.
Тут как бы все понятно и без комментариев. Когда ты покупаешь одежду на секонде, очень сложно вдохновляться при планировании покупок статьями о том, что сумка Chanel Boy — это инвестиция в гардероб.

4. Соотношение желаний и возможностей
Эта часть скорее не про финансы, а про образ жизни, окружение, контекст, необходимости и так далее. Не хочу повторяться, я уже писала об этом подробно в статьях
Как правильно не покупать лишнего
Уместность, нарядность и вершины дизайна
Образ жизни, как новое понимание роскоши
Реальность и мы

Те, кто хочет изменить свой гардероб к лучшему, должны проанализировать себя по всем категориям. Например, условная Маша, для которой важно хорошо выглядеть и производить нужное впечатление на коллег. Но при этом у нее нет особого желания заморачиваться с одеждой. Ее алгоритм — надела то, что выпало из шкафа, и пошла на работу. Потому что мысли заняты проектами. Но обычно из шкафа какая-то фигня выпадает, поэтому Маша недовольна внешним видом. Можете написать в комментариях, в каких пунктах этой статьи вы узнали себя и как вообще можете себя описать. Какие-то из ваших ситуаций я возьму в работу для следующих статей.

2