Кое-что про женскую прозу: три произведения и много размышлений

Есть у меня в литературе один любимый тип произведений. Это истории о том, как — образно говоря — «женщина задолбалась». Обычно книги такого типа написаны, понятное дело, женщинами. Жанр называется «женской прозой» и стыдливо отставлен, обычно, в магазинах на отдельную полочку, на которую редко кидают взгляд мужчины. В итоге получается, что это книги о женщинах и женском быте, написанные женщинами и читают их тоже женщины. Высоколобые критики рассматривают «женскую прозу» как бы в стороне от «большой литературы». В итоге получается, что книги о мужчинах и их переживаниях\страданиях\терзаниях\кризисе среднего возраста читают все: и женщины, и мужчины. И рецензии обычно пишут не «это книга о мужчине»,а «это книга о человеке». А книги о женщинах — пишут и читают только сами женщины. Хотя, вот честное слово, я бы их включала в обязательную школьную программу. Причем с особым упором на то, что это должны читать юноши.

Можно, конечно, поспорить, что вот был Толстой, был Флобер, в конце-концов. Но их описание женщины, женской жизни и ее быта — скорее наблюдательное, чем рассказ изнутри, от первого лица. А в современной прозе я вообще не вижу авторов-мужчин, которые бы писали о женщинах.
snapseed-34

Как обычно иллюстрирую пост о книгах своим фото. На мне — классный свитшот с вышитыми птичками от Shein (отсюда)

А как раз современная проза помогает понять и почувствовать, чем именно женщина живет. Из каких мелочей складывается ее быт. Наш с вами быт. И очень хорошо дает понять, почему творческие переживания и мысли о высоком так легко отодвигаются на второй план заботами о стирке и убежавшем супе.

Три книги, про которые я хочу вам рассказать сегодня, — были написаны разными женщинами и в разное время. От «застойных» годов, до совсем недавнего прошлого. И они отлично показывают, что как бы не менялась жизнь — быт женщины и ее заботы остаются одними и теми же. И что даже при наличии помощи мужа — это все ложится на женские плечи. Что ух говорить о тех случаях, когда эта помощь минимальна или ее нет совсем.

snapseed-36
Первая книга — это повесть Натальи Баранской «Неделя как неделя». Повесть написана в 1969 году. Написана она от первого лица (впрочем, все сегодняшние книги — от первого лица). Сотруднице НИИ приходит запрос на заполнение социологической анкеты. И вот для того, чтобы заполнить эту анкету, она начинает анализировать свою обычную неделю из жизни.

В свое время эта повесть вызвала много обсуждений и даже навлекла на себя критику о выбранной «низкой теме». Понятное дело, по мнению критиков литература должна рассказывать о высоком: о чистой любви или о стремлении покорять другие планеты. А читать о том, как после работы успеть забрать ребенка из садика и приготовить ужин — почему-то кажется им неправильным и неинтересным. Хотя есть свежий борщ и носить чистые рубашки интересно всем.

a1

Вторая книга — «Графоманка» Галины Щекиной. Время действия — девяностые. С их нестабильными заработками, непонятной ситуацией в стране и у героини в личной жизни. Высказывается мысль о том, что вот героиня за всеми своими рабочими хлопотами и домашними заботами в какой-то момент перестала себя чувствовать женщиной, а чувствует себя скорее неким автоматом, выполняющим поставленные задачи. И лишь когда у нее ночью появляется время сесть за компьютер и заняться писательством — она что-то там такое открывает в себе. Кстати, в описываемом Щекиной литературном кружке мы встречаем таких же критиков, какие, возможно, критиковали Баранскую. С утверждениями о том, что не надо чернухи и прозы жизни, а надо писать о высоком.

В «Графоманке», возможно, не самый безупречный язык. Иногда кажется, что автор слишком увлекается стилистическими «завитушечками». Но, когда я читала в первый раз, я вообще не обращала внимания на язык, настолько меня увлекла описываемая героиня и ее жизнь.

a2

Третье произведение — «Конь в пальто» Ирины Лукьяновой. Когда-то я открыла для себя Лукьянову, как хорошего биографа. Мое знакомство с ней началось с ее книги о Корнее Чуковском. Но потом мне встретилась книга «Конь в пальто» и я вообще посмотрела на автора совсем иначе. Героиня Лукьяновой — журналистка с двумя детьми.

a3

a4
«Конь в пальто» — это отличный язык и совсем уже современные нам события. Действие заканчивается в 2005 году. И все такое знакомое-знакомое-знакомое. От редакционных будней до бытовых стычек с детьми по поводу уроков и порядка в комнате.

snapseed-38
Когда я делала фотографии к этому посту, я взяла в руки книгу. Это оказались «Цветы зла». И открыла я сразу на странице с бодлеровским «наткнулись мы на дохлого коня». Очень символично, неправда ли?

На самом деле, если присмотреться, героини всех трех произведений похожи. У каждой из них двое детей. Они заняты творческой работой (науку я отношу к творчеству), но при этом и в работе на первое место выходит рутина. И дни их похожи один на другой. И голова их все время одновременно занята заботами и творческими мыслями. И наверное, мне кажется, что они похожи на меня, а я — на них. И оттого, мне так созвучны эти три книги.

Свой быт не становится легче. И дети не становятся послушнее. И в доме само по себе не становится чище после прочтения этих книг. Но зато в какой-то момент ты осознаешь, что надо остановить этот бег по кругу и найти время на что-то свое, личное. Потому что заботы — они бесконечны. И никуда тебя эта вечная гонка не приведет.

А еще, мне бы хотелось, чтобы эти книги читали мужчины.

1