Король Лир — свежий взгляд на вечную историю

Я уже не в первый раз смотрю экранизацию Шекспира, изложенную в наши дни. В первый раз это был Кориолан. Но Кориолан — далеко не самое мое любимое произведение Шекспира. И сам сюжет меня в целом не очень трогал. А отличие от «Короля Лира», который для меня некоторое время был образцом трагедии. Экранизация 2018 года заставила меня иначе посмотреть на знакомый текст. Других экранизаций и постановок, надо сказать, я не видела. Только в текстовом варианте. И некоторые «культурные наслоения» вокруг. Но просто невероятный Энтони Хопкинс показал для меня другого короля. И заставил сильно задуматься о многих вещах.

В тексте все воспринимается совершенно иначе и отстраненно. Типа «жил был король и было у него три дочери». Как сказка с условным сюжетом в условном пространстве. Но тут, когда с первых кадров заставки тебя погружают в современный Лондон, начинаешь оценивать сюжет применительно к сегодняшней жизни и этическим понятиям. И для меня вдруг это произведение стало не про неблагодарных дочерей, а скорее про двух отцов, которые настроили детей против себя.

Король Лир в исполнении Хопкинса — очень неприятный персонаж. (далее только по прорисовке персонажей в фильме) Стареющий самодур, который вырастил дочерей в лицемерии и лжи. Неспроста старшие дочери научились хорошо манипулировать отцом. Потому что надо избегать гнева, быть удобными и хорошими. Младшая то ли другая по характеру, то ли просто еще не «выковалась» до конца в этой атмосфере. Я вообще не думала об этом никогда, но во время просмотра фильма мысль: а что Лир сделал с матерью своих детей? Вполне возможно, что он как-то рассердился на нее и убил? И старшие дочери вполне могут это даже помнить. Следовательно их лицемерие — часть программы самосохранения. А с другой стороны — они уже выросли в системе этических ценностей, когда проблемы можно решать вот таким образом. Понятно, что выжив в таких условиях и обретя самостоятельность — им страшно находится с отцом рядом при этом оставив ему подвластных ему рыцарей.
король лир энтони хопкинс

У графа Глостера с характером получше. И то, что признал Эдмунда сыном — тоже вроде бы в плюс. При этом не стесняясь везде подчеркивает, что это незаконнорожденный сын, ублюдок. Возможно, в те времена это в порядке вещей. Но сегодня смотрится дико. И именно в современной постановке, когда Эдмунд — один из солдат и все, что говорится о нем — слышат его товарищи — все воспринимается иначе. И начинаешь понимать, почему Эдмунд такой коварный и обозленный на всех, в первую очередь на брата и отца.

Фильм надо смотреть не только из-за великолепной актерской игры (я бы отметила, конечно, Хопкинса в первую очередь. Но ирландец Эндрю Скотт поразил меня в некоторых сценах даже намного больше).

Но и для того, чтобы в подробностях рассмотреть интерьеры британских замков, а также интересные платья дочерей Лира. Костюмеры поработали на славу: современная одежда выглядит при этом вполне аутентично сюжету и дает отсылки к Средневековью.

король лир энтони хопкинс

король лир энтони хопкинс

король лир энтони хопкинс

король лир энтони хопкинс

король лир энтони хопкинс

король лир энтони хопкинс

король лир энтони хопкинс

король лир энтони хопкинс

король лир энтони хопкинс

Но даже очень красивая картинка не дает отвлечься от мыслей о «старом добром прошлом», когда все решалось именно такими методами. Когда борьба за власть и богатство велась самым жестоким образом. Когда интриги и подковерные игры могли лишить тебя всего в один момент, даже если ты ни в чем не виновен. Когда просто оказаться в бурю за пределами дома было подобно смерти. И еще много других «когда…»

Ну и, конечно, не покидает до сих пор самый главный вывод, который я и так транслирую всем вокруг, особенно пожилым подругам своей свекрови: нечего раньше времени переписывать имущество на детей. Это всегда несет за собой определенные проблемы.

7