Король Лир — свежий взгляд на вечную историю

Я уже не в первый раз смотрю экранизацию Шекспира, изложенную в наши дни. В первый раз это был Кориолан. Но Кориолан — далеко не самое мое любимое произвдение Шекспира. И сам сюжет меня в целом не очень трогал. А отличие от «Короля Лира», который для меня некоторое время был образцом трагедии. Экранизация 2018 года заставила меня иначе посмотреть на знакомый текст. Других экранизаций и постановок, надо сказать, я не видела. Только в текстовом варианте. И некоторые «культурные наслоения» вокруг. Но просто невероятный Энтони Хопкинс показал для меня другого короля. И заставил сильно задуматься о многих вещах.

В тексте все воспринимается совершенно иначе и отстраненно. Типа «жил был король и было у него три дочери». Как сказка с условным сюжетом в условном пространстве. Но тут, когда с первых кадров заставки тебя погружают в современный Лондон, начинаешь оценивать сюжет применительно к сегодняшней жизни и этическим понятиям. И для меня вдруг это произведение стало не про неблагодарных дочерей, а скорее про двух отцов, которые настроили детей против себя.

Король Лир в исполнении Хопкинса — очень неприятный персонаж. (далее только по прорисовке персонажей в фильме) Стареющий самодур, который вырастил дочерей в лицемерии и лжи. Неспроста старшие дочери научились хорошо манипулировать отцом. Потому что надо избегать гнева, быть удобными и хорошими. Младшая то ли другая по характеру, то ли просто еще не «выковалась» до конца в этой атмосфере. Я вообще не думала об этом никогда, но во время просмотра фильма мысль: а что Лир сделал с матерью своих детей? Вполне возможно, что он как-то рассердился на нее и убил? И старшие дочери вполне могут это даже помнить. Следовательно их лицемерие — часть программы самосохранения. А с другой стороны — они уже выросли в системе этических ценностей, когда проблемы можно решать вот таким образом. Понятно, что выжив в таких условиях и обретя самостоятельность — им страшно находится с отцом рядом при этом оставив ему подвластных ему рыцарей.

У графа Глостера с характером получше. И то, что признал Эдмунда сыном — тоже вроде бы в плюс. При этом не стесняясь везде подчеркивает, что это незаконнорожденный сын, ублюдок. Возможно, в те времена это в порядке вещей. Но сегодня смотрится дико. И именно в современной постановке, когда Эдмунд — один из солдат и все, что говорится о нем — слышат его товарищи — все воспринимается иначе. И начинаешь понимать, почему Эдмунд такой коварный и обозленный на всех, в первую очередь на брата и отца.

Фильм надо смотреть не только из-за великолепной актерской игры (я бы отметила, конечно, Хопкинса в первую очередь. Но ирландец Эндрю Скотт поразил меня в некоторых сценах даже намного больше).

Но и для того, чтобы в подробностях рассмотреть интерьеры британских замков, а также интересные платья дочерей Лира. Костюмеры поработали на славу: современная одежда выглядит при этом вполне аутентично сюжету и дает отсылки к Средневековью.

Но даже очень красивая картинка не дает отвлечься от мыслей о «старом добром прошлом», когда все решалось именно такими методами. Когда борьба за власть и богатство велась самым жестоким образом. Когда интриги и подковерные игры могли лишить тебя всего в один момент, даже если ты ни в чем не виновен. Когда просто оказаться в бурю за пределами дома было подобно смерти. И еще много других «когда…»

Ну и, конечно, не покидает до сих пор самый главный вывод, который я и так транслирую всем вокруг, особенно пожилым подругам своей свекрови: нечего раньше времени переписывать имущество на детей. Это всегда несет за собой определенные проблемы.

6