Крепко стоять на ногах

Я в последнее время все чаще встречаю тексты о том, что современные женщины — «разленились». Они не следят за модой, не выдерживают стиль, а предпочитают комфорт. И именно этим объясняется такое засилие сегодня кроссовок, кед, слипонов, туфель без каблука и прочих «тапочек».

Те люди, которые пишут и делают перепосты подобных высказываний — они, как мне кажется, не до конца отдают себе отчет в том, что вот все эти кроссовки и оксфорды — это в большинстве случаев гораздо более трендово, стильно и актуально, чем каблуки. Это соответствует духу времени, в то время как традиционный образ «на каблуках по асфальту с ямами в семь утра на остановку троллейбуса, чтобы ехать на работу» — кажется устаревшим и местечковым.


Мода — она всегда неоднородна на самом деле. Всегда существовали параллельно несколько потоков. Вот, например, есть «главная мода» — та, о которой мы читаем потом в учебнике по истории моды, а есть ответвления разной величины и значимости. Когда-то мода была значимой именно у знати. Но это не означает, что у крестьянства и мещанства не было своих «трендов» и «икон стиля». Точно так же, например, в девяностые — на подиумах и в журналах царил пуризм. Что не мешало отлично развиваться гранжу (именно тогда из субкультурного подполья элементы этого стиля начали прорываться в массовую моду) и тому, что я называю «эстетикой голого пупка» — стилю Бритни Спирз и Спайс Герлз. Сегодня — обувь на плоском ходу, утилитарная эстетика (которая на самом деле далеко не всегда утилитарна и конструктивно может быть даже сложнее вечерних платьев от Zuhair Murad) — это мейнстрим. Это та черта, которая будет характеризовать десятилетие. А, может быть, даже более значительный промежуток времени. Да, при этом у нас есть «вторая линия» моды — те самые женственные образы и каблуки. Кстати, стоит поговорить еще и о том, что у нас впервые появилась и третья линия, вполне самостоятельное направление, которого не было раньше — мода для фото. То, что я называю «стиль для инстаграма» — одежда, в которой чаще всего девушкам некуда пойти, но которая хорошо смотрится на фото. Это отдельная тема для большого разговора, и — если вам интересно — мы как-то обсудим ее подробнее.

Так вот, сегодня — женственность и традиционность — это именно что вторая линия. Это часть того, что можно было бы назвать «низким стилем». Я понимаю, что то, что коллекции Канье Уэста для Адидас — это ближе к высокой моде, чем платья в стиле нью-лук — это для многих окажется шокирующей и не понятной до конца информацией. Но это так. Традиционную женственность чаще всего выбирают сегодня женщины с невысоким уровнем образования, часто расчитывающие на традиционные (а значит — второстепенные) женские роли в социуме и отношениях. И т.д.

Сегодняшняя женственность — она совсем другая

Очень показательна в этом отношении позиция Эвелины Хромченко. Эту фразу я часто в различных вариациях встречала в ее статьях и интервью. Кстати, уже в последнее время она не так категорична. Все же человек в мире моды — и начала понимать, что плоская подошва сегодня это нечто большее, чем просто выбор типа обуви. Но исходно Эвелина — это женщина на постсоветском пространстве воспитанная в рамках определенных стереотипов. И действительно, чаще всего у нас представления о стиле именно такие: как только женщина «спустилась» с каблуков вниз — она превратилась в тетку, добровольно вывела себя из «сексуального рынка» и в целом, как считается, «махнула на себя рукой». В интересах такой женщины — семья, дети, пирожки и поездки на дачу.

Схема и стереотип работают еще в некоторых кругах. Но ведь сегодня все не так. Все давно изменилось. Изменилось уже хотя бы в том, что изменилось самопозиционирование женщин на брачном рынке. Изменилась позиция женщин в жизни. Изменились их карьерные возможности. И многое другое. Конечно, понятно, что в кроссовках удобнее летать в командировки, чем на шпильке. А в слипонах — отводить детей в сад, чтобы потом, взяв кофе, бежать на съемку или на совещание. Но на самом деле дело не только в удобстве. Сам посыл современного женского образа (который в большей мере формируется именно обувью) — это устойчивость. Сегодняшние стильные девочки — очень хорошо и твердо стоят на ногах. Это не та хрупкая женщина, которая обязательно нуждается в поддержке. Это активный человек, который заинтересован в быстром движении и стабильности.


Самое интересное, что эти характеристики распространяются и на обувь с каблуком. Сегодня традиционные шпильки смотрятся хорошо либо именно с женственными платьями (при условии, что мы надеваем их по специальному поводу, а не на каждый день) или же в сочетании с брючным костюмом, и тогда они несут определенный посыл гендерной агрессивности. А если говорить про высокий каблук на каждый день — то это почти всегда — устойчивый каблук. Он прямой, часто — широкий. Иногда его массивность даже больше чем требуется. Что только подчеркивает «приземленность».


Это все вовсе не значит, что обуви на каблуках сейчас нет и она не в тренде. Каблуки есть, и даже шпилек много. Но чаще всего она ситуативна — подиум, стильные съемки, торжественные выходы. Просто сейчас мода стала гораздо более чувствительна к тому настроению, посылу, который транслируется окружающим при помощи каблука и обуви в целом. И в мейнстриме, в повседневной одежде — устойчивость — это самый главный тренд.

17