Миф о красоте. Наоми Вульф - мои впечатления и мысли после прочтения

Вы, женщины, какие-то странные — так над собой издеваться
(мой муж, узнав, что я иду на микроблейдинг бровей)
Именно с этой фразы я хочу начать обсуждение книги,
которая описывает долгую историю взаимоотношений
женщин с их телами

Красота спасет мир. И красота требует жертв. Две фразы, которые так легко объединить в одну: спасение мира требует жертв, и эти жертвы приносят именно женщины. Ведь это про их красоту идет речь.

Я закончила читать знаковую книгу Наоми Вульф «Миф о красоте» и готова с вами поделиться своими наблюдениями и мыслями о ней. Книга очень интересная и в свое время, можно сказать, произвела определенную революцию в умах, а также принесла Наоми Вульф признание как теоретику феминистического движения.

Миф о красоте. Наоми Вульф - мои впечатления и мысли после прочтения

Существует стереотип о том, что женщины всегда страдали ради красоты. Но воспроизводя этот стереотип, мало кто задумывается о том, откуда у них в голове возникают те каноны, к которым они стремятся сами или же призывают стремиться других. Я встречала немало утверждений (и сама согласна с многими из них) о том, что стандарт красоты зависит от жизни социума. В голодное и тяжелое время ценится сытая полнота. В крестьянской среде ценится сила и выносливость. Во многие периоды красивой считались признаки способности к деторождению. Что нам говорят стандарты красоты про день сегодняшний? Насколько мы сами хотим им соответствовать? Как они отличаются в разных социальных срезах? Отдельно, конечно же, как всегда при прочтении зарубежной книги, мне интересно сравнить все это с нашим обществом. И думаю, если бы Наоми Вульф могла ознакомиться с результатами подобного сравнения — неважно, сделала бы их я или кто-то другой — она была бы сильно удивлена. Сразу забегая наперед скажу, что постсоветское пространство упоминается в книге именно в контексте того, как сильно мы все упали в мир гламура в девяностые, после окончательного падения железного занавеса и прихода в нашу жизнь глянца крупных мировых издательских домов. Но — по понятным причинам — нет ни капли анализа того, почему так случилось. И почему наши женщины с такой радостью погрузились в этот гламур и красивость.
Миф о красоте. Наоми Вульф - мои впечатления и мысли после прочтения

Цитата: Чем больше препятствий правового и матримониального характера преодолевает женщина на своем пути к освобождению, тем сильнее давит на нее идеальное представление о красоте.

Кроме сравнения западной парадигмы и постсоветского пространства еще интересно и посмотреть на то, как изменился мир с момента выхода книги. Изменились взгляды на проблему красоты, изменилась оценка рисков. Но тем не менее и каноны постоянно «ужесточаются». Об анорексии стали много и часто говорить, как о явной проблеме. И тем не менее, сегодняшняя модель более худая, чем ее коллеги из восьмидесятых и девяностых.

Происходит замещение. Нам кажется, что многое изменилось, что изменился сам подход — но на самом деле я бы просто сказала, что мифов о красоте просто появилось несколько. В одной социальной среде — это надутые губы и солярий. В другой — естественность и чистота. Где-то стройность и спортивность. А на другом полюсе — бодипозитив и полнота, с которой почему-то не идут в комплекте проблемы со здоровьем.

По прочтению книги можно было бы сказать о том, что вот мы сегодня видим старение ролевых моделей (в кино, рекламе и так далее). Но это происходит не потому что общество научилось принимать старость. А потому что маркетологи наконец-то открыли для себя сегмент платежеспособных женщин старше 40 лет. Причем, платежеспособны они вовсе не потому, что им выделяют деньги мужчины. В подобных случаях даже сложно сказать, что первичнее — распространение возрастной модели женского образа повлияло на реальную жизнь женщин. И это женщины своими изменениями в реальной жизни привели к тому, что мы все чаще видим эту возрастную ролевую модель.

И речь не только о возрасте. Мы сегодня видим для женщин свободу. Или иллюзию свободы в решениях относительно своего тела. Но можно с полной серьезность при этом говорить о неврозе, который возникает пропорционально росту этой женской свободы. Чем больше у женщины вариантов для выбора, тем больше ей транслируется убеждение того, что этот выбор она должна сделать в пользу красоты, похудения, а в последнее время к этому добавился спорт и здоровый образ жизни.

Цитата: В 1855 г. суфражистка Люси Стоун сказала: «Мне недостаточно иметь право голоса, право собственности и т. п., если я не могу быть полноправной хозяйкой своего тела»

Как я уже сказала в самом начале, в разных слоях общества существуют сегодня разные представления о красоте. Когда-то в городской и крестьянской среде были разные подходы к этому вопросу. (причем не так давно, меньше, чем сто лет назад). И в некоторых местах в сельской местности такой подход сохранился и оказался очень живуч. Сейчас мы чаще все же видем расслоение не по территориальным, а по социальным критериям: образование и достаток. В одних группах существует эстетика нарощенных ногтей и наколотых губ. В другой среде — естественность и природность. Которая на самом деле требует гораздо больше времени, финансов и усилий для достижения результата. Популяризация естественности имеет и обратную сторону. Как сказано в книге «Миф о красоте всегда предписывает определенные стандарты скорее поведения, чем внешности». А значит, сегодня обществу выгоднее обратить внимание женщины на эко-потребление, на другой подход к ведению быта, домашнему хозяйству, а также родительству и воспитанию детей.

Цитата: «Красота» — это валютная система, подобная золотому стандарту. Как любая другая экономическая система, она определяется политическими интересами, и в современном западном мире это последняя и самая совершенная мировоззренческая доктрина, способная сохранить незыблемость мужского
господства. Определение ценности женщин в вертикальной иерархии в соответствии с навязанным обществом стандартом внешности является выражением отношений силы и власти, в которых женщины вынуждены, как в спортивном соревновании, соперничать между собой и бороться за ресурсы, которые
уже присвоили себе мужчины.

В годы войны многим женщинам пришлось выйти на работу. Но после этого западное общество было заинтересовано в том, чтобы посадить этих женщин дома и освободить рабочие места для мужчин. Именно так был создан «миф о домашнем рае» и тот образ, подобный которому мы с вами видели в фильме «Степфордские жены». И в семидесятые — восьмидесятые, когда женщины стали все чаще претендовать на рабочие места — мы сейчас не можем даже предположить себе, чего это им стоило. В книге описываются довольно подробно истории судебных разбирательств по поводу дресс-кода, его несоблюдения, домогательств и прочая. У нас в это же время (да и в предшествующее) была совершенно другая ситуация. Нашему советскому государству нужны были рабочие руки и потому наоборот, долго все велось к тому, чтобы увести женщину от семьи и от «мещанских радостей» в виде помад и платьев.
Миф о красоте. Наоми Вульф - мои впечатления и мысли после прочтения

Именно поэтому я всегда акцентирую внимание на том, что мы не можем безоговорочно принять для себя тут форму феминизма, которая уже сложилась на Западе. Я просто пытаюсь себе представить себе, как бы я объясняла свекрови своей, которая всю жизнь работала, в том числе и на тяжелых «мужских» работах идею того, что женщина пытается отвоевать рабочее место как привилегию. Объяснять это женщинам страны, где несколько поколений выросло при наличии в законодательстве статьи за тунеядство. Объяснить женщинам, где идея стать женой инженера или еще какого начальника, и позволить себе не работать — это было кажущимся идеалом устройства женской судьбы. Как объяснить опасность диктата красоты, про что так много говорится в книге, женщинам, которые в свое время боролись за то, чтобы быть красивыми (в плане цены и возможности «достать»), если у них возникало такое желание?

И тем не менее, хоть западный женский опыт и не совсем применим к нашему обществу, изучать его очень полезно.

Цитата: Судья, глядя на любую молодую девушку, к которой можно приставать, а глядя на женщину постарше, он видит старуху, которую не грех и уволить

Нельзя сказать, что в наших реалиях не существовало дискриминации. Она существовала, и при общей занятости женщин, проблема «стеклянного потолка», наверное, была еще больше ощутима. Тем не менее, как мне показалось, хотя бы существующее трудовое право было более правильным в отношении прав женщин. А большинство дискриминационных моментов происходило из негласных традиционных установок.

Еще мне было отдельно интересно прочитать главу о сексуальности. Наоми Вульф очень много говорит о том, что распространение порнографии и сексуализированое изображение женского тела и насилия очень влияет на сексуальность общества. В книге упоминается, что на момент ее написания уже сформировалось поколение мужчин, на которых повлияла сексуальная революция. При этом у нас и сегодня еще есть мужчины, чье формировние сексуальности происходило при почти полном визуальном, информационном и эстетическом голоде. При этом Наоми Вульф утверждает, что большое количество изнасилований связано именно с порнографией, эротикой и массовой культурой, тиражирующих концепт насилия в гетеросексуальных отношениях. В нашей культуре подобной визуализации не было до момента падения железного занавеса. То есть по факту на момент написания книги мы имели целое общество, сформировавшееся без Playboy, MTV и порнографии. Тем не менее, мы могли видеть, что насилие было распространено в этом обществе и частично толерировалось самими женщинами, хотя на них не было никакого давления со стороны глянца, порнографии и эротики по причине их отсутствия.
Миф о красоте. Наоми Вульф - мои впечатления и мысли после прочтения

Вообще, книга мне очень понравилась тем, что рассматривает различные аспеккты влияния мифа о красоте на нашу жизнь. Это касается всего. Начиная с того, что даже при равном заработке у женщин будет оставаться меньше свободных денег на руках, потому что требования «следить за собой» съедают огромную часть бюджета. Заканчивая интересными наблюдениями за мировой культурой, искусством и литературой. Так интересно было для себя отметить, что в литературе именно красота героини приносит ей «интересную жизнь». Может, это не всегда приятная насыщенность. Иногда это бывают трагедии и драмы. Но все равно это интереснее для читателя, чем жизнь «обычных женщин», обреченных на безликое существование.

Цитата: Имена и лица мужчин увековечены в памятниках рядом с анонимными безликим каменными женщинами-изваяниями. Эта ситуация характеризует культуру в целом.

Миф о красоте. Наоми Вульф - мои впечатления и мысли после прочтения
Я не буду подробно останавливаться на отдельных главах, посвященных борьбе со старением, пластическое хирургии или похудению. Пересказывать их кратко — нет смысла. А пересказывать или описывать в подробностях — заняло бы не один пост. Так что советовала бы вам прочитать книгу или хотя бы эти главы. Очень интересно проследить историю, как от борьбы с женской сексуальностью в викторианскую эпоху (опять же, что у нас происходило в этот период? А у нас террор, Софья Перовская, подруги революционеров, бомбисты и сны Веры Павловны), переросло в борьбу собственно с женским телом вообще. А также интересно проследить связь «ритуалов красоты» с религиозностью (с которой у нас тоже была прервана связь, и тут бы стоило подробнее, конечно, исследовать эту тему).

Цитата: Общество больше не придает сакрального значения девственности или супружеской верности, не требует от женщины покаяния в грехах или поддержания идеальной чистоты и порядка на кухне. Однако после разрушения пьедестала «достойной» женщины и до получения доступа к реальной силе и власти она лишилась прежней социальной среды, в которой у нее были внешние атрибуты значимости и признания. Благочестивые женщины раньше действительно назывались «достойными» (хотя они были «достойными» только до тех пор, пока оставались благочестивыми). В ориентированный на мирскую жизнь век, породивший феминистское движение, женщины перестали каждое воскресенье слышать, что они прокляты, но точно так же им перестали говорить и том, что они «праведны». Если Дева Мария была «благословенна в женах», а добродетельная еврейка знала, что «цена ее выше жемчугов», то все, на что может рассчитывать современная женщина, это услышать, что она божественно выглядит.

Религия красоты так привлекает женщин еще и потому, что удовлетворяет их внутреннюю потребность в ярких цветах и поэзии. Прокладывая себе путь в ориентированном на мужчин мире, который часто оказывается слишком прозаичным, женщины открывают для себя таинства красоты по-новому, и те начинают казаться им особенно притягательными. Чем больше требований, отнимающих время и силы, обрушивается на женщин, тем заманчивее выглядят религиозные обряды красоты, дарующие минуты, которые можно посвятить себе. Эти обряды возвращают женщинам ощущение тайны и чувственную радость, что является своего рода компенсацией за дни, проведенные при резком свете ламп в рабочих кабинетах. Женщин учат воспринимать обряды красоты как исторически восходящие к Церкви. С момента начала промышленной революции тот мирок, которым была ограничена жизнь женщины, приписывал женственности прежде всего благочестие. Это, в свою очередь, оправдывало исключение женщин среднего класса из общественной жизни: раз они были признаны «чистыми», то должны были избегать публичных мест и общественных мероприятий, чтобы сохранить эту «чистоту». Сегодня женщин называют «прекрасным полом», что переводит их в разряд людей низшего класса, поглощенных мыслями о сохранении этой «прекрасности».

Казалось бы странным, что я тут в блоге про моду и красоту даю такой подробный разбор критике этих понятий. Но на самом деле книга очень полезная. Конечно, нельзя не отметить того, что начав свое исследование, автор продолжает все сопричастные темы рассматривать под заданным углом (особенно я зацепилась за тему панк-культуры, которая приводится как пример «легального» деструктивного насилия над женским телом, с пирсингом и вот этим вот всем. Но как раз панк-культура больше поддерживает мужскую деструктивность, как мне кажется.) Но прочитать ее стоит обязательно. Зачем?

Во-первых, для того, чтобы каждая из нас сегодня могла задуматься о том, что и почему она хочет делать со своим телом. Где здесь пролегает граница между личным желанием и общественным давлением. Во-вторых, в самом деле книга еще и дает повод оценить, как изменился мир. И больше всего, на мой взгляд, мир изменился с появлением интернета. Как говорит сама Наоми Вульф «Парадоксально, но миф о женской красоте способствует женской солидарности». Базой для такой солидарности она называет женские журналы. Потому что это та среда, которая относится к женщине максимально серьезно. И даже транслируя идеи мифа о красоте, в то же время оказывает огромную поддержку и даже ощущение дружеского (наверное, правильнее сказать»подружеского») плеча рядом.

Но сегодня роль журналов все активнее занимает интернет. И я вижу в режиме реального времени, как женщины солидаризируются и поддерживают друг друга. Пусть даже первоначально они объединяются благодаря интересу к помаде, подгузникам, фиалкам или вязанию крючком, в итоге чаще всего женские коммьюнити и отдельные площадки становятся для пользовательниц мощным источником поддержки. Да и слышать совет от автора с журнальных страниц, это не совсем то же, что общаться вживую с реальными женщинами, слушать их совету, ощущать их поддержку. И видеть вокруг не только глянцевые идеалы, но женщин настоящих и живых. (Хочется верить, что я тоже вношу в этот процесс развития женского коммьюнити, женского самоосознания и солидарности свою скромную лепту)

Ну и еще, книгу стоит прочитать хотя бы для того, чтобы каждый раз, когда ты сталкиваешься с оценкой себя и своей деятельности, или же пытаешься дать оценку другой женщине, вспоминать вот это:

Цитата: Если на публичной женщине поставить клеймо «слишком привлекательная», то для женщин она представляет собой угрозу, так как является соперницей, а мужчинам просто не стоит воспринимать ее всерьез. Если же ее называют «слишком страшной», то, поддерживая ее взгляды, можно испортить собственную репутацию.

  • Настя, очень интересно! Много думал (с)

  • Fotinia Boiler

    Часть меня видит фальш в атрибутах современной «женственности»,и даже вызывает протест,как будто женщина яаляется «недочеловеком» из-за этих заморочек на наведение марафета, с другой стороны- приятно смотреть на ухоженную и красиво одетую женщину. Не вызывает ли конфликт интересов у вас, Анастасия, как у человека, в частности женщины, задействованной в бьюти-индустрии? Актуальная проблематика, спасибо за отзыв.

    • nastasyia

      Сейчас уже не вызывает. Как раз, когда ты «внутри» индустрии, но не заинтересован именно в продаже — ты имеешь относительную свободу. Ты смотришь на технологии и новинки именно с позиции интересноподходит мнеподходит моим принципам и так далее.

      В целом сейчас и у обычной женщины достаточно свободы в этом отношении, если у нее работает критическое мышление. Вот посмотреть на то, во что превращается макияж сегодня — это уже далеко не всегда цель «привлечь мужчину внешним видом». Это все чаще самодостаточное увлечение с какими-то нестандартными подходами. (кстати, макияжу в книге, как на мой взгляд уделено недостаточно внимания, а ведь если с эстетической хирургией и анорексией в жизни столкнется не каждая, то с макияжем в том или ином виде — даже в виде вопроса «почему ты не красишься?» — столкнется каждая)

    • Ольга Рысь

      кстати, имхо, столь же приятно смотреть на красивого, спортивного и ухоженного мужика 😉 От мужчины в современном городском обществе тоже требуется побрить морду, завязать галстук, мазнуть дезик, постричь ногти. Конечно есть товарищи «с пивом на пузе», но там и их тетки в халатах нестираных рядом.