Мой летний read-list

Решила, что все книги, которые я прочитала этим летом, и про которые не успела написать по отдельности, — соберу в один большой пост. Потому что и подписчики в фейсбуке уже не раз про книги спрашивали. А откладывать рецензии, чтобы написать их по отдельности — не могу. Уже составлен новый список книг на осень. И буду писать вам уже про них. Так что сейчас — про те книги, которые я прочитала этим летом.

Ирвин Шоу, Две недели в другом городе

Книга в классическом жанре: «герой уезжает на некоторое время в другой город\страну, где выпадает из своей реальной жизни и с ним происходит всякое интересное для самоосознания». В данном случае главный герой приезжает в Рим, чтобы помочь своему другу доснять киноленту. Сам герой — бывшая кинозвезда, но после травмы во время войны, он больше не может сниматься и, похоже, не очень-то сожалеет об этом. На протяжении книги мы узнаем и про его личные драмы, у него заводится небольшой роман с местной девушкой… Сюжет пересказывать не буду, чтобы не спойлерить. Но в общем-то вполне расхожая история «мужчина среднего возраста ищет себя оказавшись на новом месте». Когда твоя в твоей жизни плотно переплетаются люди из прошлого, непривычное настоящее и странные и невероятные планы на будущее — это всегда взрывоопасный коктейль.

Стоит ли читать? Ирвин Шоу — мастер прозы, так что читать стоит. Но меня не отпускала мысль о том, что это типично мужская история и мужские поиски себя. В то же время больше меня интересовали героини заднего плана. Например, жена, которая осталась с детьми, пока с героем в Риме происходило всякое интересное… В общем, если чуть-чуть перестроить угол зрения — то книга покажется не просто хорошей, а дающей поводы о многом задуматься.


Сновидения: про что говорит мозг?

Отличная книга про работу со своими снами. Мало мистики, много полезных упражнений. Правда, нужно быть весьма неленивым человеком, чтобы все их выполнять (например, записывать сны по определенной схеме КАЖДОЕ утро). Но зато, если вы вольетесь в этот режим — научитесь распознавать определенные сигналы своего мозга, которые он посылает во сне. И это не просто сонник, это конкретный инструментарий по взаимодействию с самим собой.

Ольга Савельева. Апельсинки, честная история одного взросления

Знаете, говорят, что абсолютно каждый человек может написать увлекательную книгу, если в этой книге будет рассказывать про свое детство. И в самом деле, детство — оно у каждого разное, хотя при этом мы можем найти множество похожих деталей в рассказах друг друга. Именно эти похожести дают нам радость узнавания при чтении чужих воспоминаний. И тем интереснее читать о то, как при таких похожестях у других людей все-таки все было иначе. История Ольги Савельевой — довольно стандартна: папа-алкоголик, девочка росла с бабушкой, рассказы о школе, кружках, длинных волосах и отношениях с близкими. И о том — какой мамой теперь стала сама Ольга. Я не знаю, в какой степени эта книга правдива. В такой литературе бывает сложно отделить автора от лирического героя (если таковой вообще имеется). Да и не уверена, что это нужно. Книга читается легко и быстро. Несколько часов погружения в чужое детство. А для автора, похоже, написание этой книги стало своеобразной терапией. И это видеть и осознавать тоже интересно.

Энн Тайлер. Катушка синих ниток

У кого-то из френдов увидела цитату из этой книги и поняла, что мне обязательно нужно ее прочитать. Необыкновенно увлекательный формат семейной саги реализован в достаточно сжатом виде. Это вам не трехтомные описания мельчайших подробностей родственных связей. И тем не менее очень полно описана картина жизни одной семьи, раскрывающаяся перед нами, как рассыпающийся слоеный пирожок. Открывая все новые слои начинки. Интересно, как некоторые семейные события отличаются в изложении разных их участников. Например, когда женщина, рассказывая про отношения с мужем, описывает это как неземную страсть, а мужчина рассуждает в духе: не мог отцепиться от нее, а потом уже и привык как-то. Затронута тема усыновления, а именно то, о чем я сама не раз думала: как это влияет на других детей в семье, как они себя ощущают по сравнению с приемным ребенком. Много рассказывать про эту книгу — значит, рассказать вам заранее переходы сюжета, и это испортит все впечатление. Так что берите и начинайте читать сами.

Стивен Кинг. Про писательство

Я на самом деле не большой фанат Кинга. Видела немного фильмов по его произведениям, а читала — и того меньше. Тем не менее эта книга меня однозначно увлекла и даже захотелось больше его фантастики прочитать. Эта книга — нечто среднее между практическим руководством по стилистике текста и мемуарами. Причем, мемуарная часть явно интереснее, потому что советы по стилистике все же основаны на англоязычных примеров, и, хоть переводчик и постарался, мы можем их себе переносить на нашу языковую почву лишь частично. А вот мемуарная часть прекрасна. В ней Кинг рассказывает и о школе, и о том, как выпускал с братом первую газету, и про отношения с женой, и про издателей. И про многое-многое другое. То есть, если даже вы вообще не собираетесь ничего писать и не любитель прозы Стивена Кинга — я вам все равно советую прочитать эту книгу, потому что это просто увлекательнейшая история одной значительной жизни. И да, конечно, по лексике эта книга идет как 18+, но я уже посоветовала прочитать ее своему двенадцатилетнему сыну. Потому что несколько бранных слов — фигня по сравнению с тем, какую мотивацию и вдохновение можно получить на этих страницах. А для подростка это важно как никогда.

Элис Манро. Давно хотела тебе сказать

Элис Манро считается мастером краткой формы и этот сборник рассказов дает ощутить это в полной мере. Что важно в первую очередь — это рассказы о девочках и женщинах, написанные женщиной. Я в последнее время всегда обращаю внимание на это. Что еще примечательно — рассказы Манро — всегда очень простые сюжетно. Иногда кажется, что в них и сюжета-то нет особого. Просто описан обычный вечер обычной жизни обычной женщины, например. тут нет драмы, нагнетания эмоций или удивительного финала. Это просто чья-то жизнь или воспоминания, изложенные на бумаге. Мне очень понравилось: легко читается, остается приятное послевкусие. И вот эта сюжетная «размытость» на самом деле приводит нас к тому, что не будучи захвачены быстро развертывающимися событиями, мы больше внимания уделяем эмоциям героев и мелким деталям их жизни.

Рэй Брэдбери. Давайте все убьем Констанцию

Брэдбери -фантаста знают все. Но его детективы — это совершенно отдельная история. Я бы даже сказала, что это не совсем детективы в классическом понимании, а скорее какие-то полумистические истории, сквозь которые читателю иногда приходится буквально продираться. Тут нет простой развязки и вывода о том, что убийца — садовник. Нет. Тут вообще мало что говорится прямым текстом, а картинку происходящего приходится достраивать своим умом по обрывкам из разговоров героев. тем не менее это очень увлекательное и захватывающее чтение.

12