Неизвестная жена: Марина Палей «Рая и Аад»

Есть у меня несколько пристрастий в художественных произведениях. И одно из них — это сюжет о «неизвестной жене», как я это называю. Впервые я его для себя отметила, когда в юном возрасте прочитала «Жену полковника» Моэма. Затем был фильм «Любовник» с Янковским. А затем на меня хлынула просто волна произведений разной степени серьезности и художественной ценности. Всех объединяет суть сюжета: мужчина живет рядом с женщиной, которую на самом деле абсолютно не знает. И вот я недавно прочитала повесть Марины Палей «Рая и Аад», которая раскрывает этот же сюжет, но с другой стороны.

Традиционно «неизвестная жена» — это сюжет о том, как жена ведет свою собственную жизнь отдельно от мужа. (интеллектуальное развитие, карьера, тайная миссия, сексуальная связь, все что угодно). А для мужа при этом остается привычной домашней и неинтересной. Женщина без тайны и загадки. Неинтересная женщина. Которая вдруг оказывается такой интересной для других. В повести Марины Палей все иначе. В какой-то момент мы удивленно узнаем, что героиня была с самого начала интересной, интеллектуально одаренной и талантливой. Но она специально в себе все это гасит, мимикрирует под серость мужа для того, чтобы построить с ним крепкий союз и вообще влиться в окружающую среду.

Текст повести (я тут немного поспойлерю о форме, но не думаю, что это испортит вам впечатление от чтения) разбит на три части. Первая часть — в которой нам рассказывают о том, как героиня хотела заарканить героя в брачные сети. Расчетливая бабенка из Союза решила зацепиться в Европе любым возможным способом. Спроектировала схему постепенного завоевания жизненного пространства и брачного ложа. При этом, даже если нам кажется, что героиня похожа на прущий без учета препятствий танк, мы видим ту патриархальную культуру, которая этот «танк» взрастила. Советы мамы — это чуть ли не самые впечатляющие пассажи в этом тексте:

Вторая часть — больше рассказывает нам про Аада. Герой, как мы видим, оказывается не безвольной жертвой ушлой славянской барышни, а вполне себе хитрым эгоистом, который умело выстроил себе комфортную жизнь на горбу своей супруги. А вот самая интересная оказывается третья часть: когда мы узнаем, какой же на самом деле была Рая, какие таланты и умения она похоронила в себе ради того, чтобы стать домашним комбайном и инкубатором в одном лице.

Я даже не знаю, чего больше в этой повести… Тема интернациональных браков раскрыта более чем полностью. А также раскрыто и то, почему «там» так любят «наших» женщин. Не за красоту и сексуальность, как нам часто хочется думать. А за вот это умение полностью уйти в ноль или даже в минус ради брака и мужчины. И если в первой части повести это выглядит раздражающе — героиню так и хочется ткнуть в бок: «ну что же ты, как же можно позволять с собой так обращаться», то в конце, когда мы понимаем, что это не безвольность, а вполне просчитанная и осознанная схема поведения — вот тут становится по-настоящему страшно…

Думаю, не стоит писать более обширное описание сюжета и рецензию. С литературоведческой точки зрения есть о чем поговорить: и интертекст (вкрапление других произведений в повествовательную канву), и прочие постмодернистские приемы… но.. Я думаю, что гораздо больше моих технических описаний текста, вас впечатлит собственно сама повесть. Она небольшая и опубликована в Журнальном Зале, то есть прочитать ее можно быстро онлайн тут

Для заглавной иллюстрации использована фоторабота Дины Гольдштейн из серии «Падшие принцессы»

0