Почему мы все чаще оглядываемся

Поймала себя на том, что при просмотре каждой новой коллекции или съемки я в первую очередь задаю себе вопрос: а какой эпохой вдохновлялся дизайнер? В духе какого периода все это стилизовано? Так получилось, что мода все чаще смотрит в прошлое, нежели в будущее. Почему так происходит?

Я подумала и сформулировала несколько причин, которые это объясняют. Понятно, что мои размышления ни коим образом не претендуют на глобальное полномасштабное исследование.

Xk0iT_2Cayw
Первая и, наверное, самая значимая причина: жизнь и сознание людей в двадцатом веке изменились очень сильно по сравнению с предыдущими периодами. И изменения эти продолжались весь двадцатый век. Изменения технические (количество изобретений и новшеств, значимых для человечества, за последние 150 лет больше, чем за все время до этого) начиная, наверное, с момента изобретения электричества. Изменения социальные (тут и эмансипация женщин, которая, конечно, не могла не повлиять на моду, и изменения в плане рабочей силы и распределения благ. Темп жизни изменился, костюм стал упрощаться. Мы расстались с шляпами и перчатками. Сама одежда становится более простой в надевании и уходе. Следующим этапом можно назвать то, что с определенного момента производство материалов вышло на такой уровень, что одежда становится все дешевле и дешевле. И этот процесс не прекращается и сегодня. (понятно, что есть очень дорогие и эксклюзивные материалы. Но одеться за копейки сегодня реально. Мы уже не бережем отрез ткани на платье для дочери. Мы не перешиваем кружево с платья на платье. И часто — не перешиваем и не перевязываем вещи)
ot1_085

Вторая причина — развитие моды в двадцатом веке. Изменения происходят стремительно, по сравнению с прошлыми веками. И эти изменения, конечно, неразрывно связаны с изменениями из первого пункта. Мода отображает меняющуюся жизнь общества. Появляется готовая одежда. Появляются персоналии дизайнеров, которые вызывают восхищение и которым хочется подражать. Именно они начинают диктовать моду и косвенно — стиль жизни.
original1

1

Общество становится медийным. Появляются культовые личности, звезды. Объекты для подражания. Причем появляются на глобальном, общемировом уровне. А медиа мгновенно дают нам информацию о их поведении и внешнем виде. Некоторые быстро вспыхивают и быстро угасают. Некоторые остаются символом эпохи, как вот Твигги или Шримптон. Некоторые настолько значимы, что их образ вдохновляет долгие годы. Пример — Дэвид Боуи, стиль которого которого стал источником вдохновения для многих показов и съемок.
David-Bowie-catwalk-similar

Все эти причины сделали двадцатый век совершенно особым периодом в истории моды. Гардероб Марии-Антуанетты тоже может вдохновлять, но это может быть разовая стилизация. Это не станет глобальным трендом. Разве что какие-то отдельные детали могут быть в современном гардеробе. С другой стороны, двадцатый век — это так недавно, мы его уже знаем. Что-то помним лично, что-то хорошо знаем по фильмам и книгам. Это рядом, это близко. И если Версаль или флорентийская мода далеки от нас, то двадцатый век — это уже наши личные воспоминания. Это картинки из модных журналов у бабушки в шкафу, это платье, которое носила мама, это костюм героини фильма, который ты смотрела в детстве. Это свое, близкое и родное.

Еще одна причина, по которой мы смотрим назад — это то, что сегодня ничего особо нового не происходит. Событий в моде масштаба отказа от корсетов — нет и, наверное, не может быть. С революционным кроем и силуэтами тоже туговато. Придумать что-то новое ну очень сложно. И если что-то и придумывается — оно все равно не занимает весь модный рынок, а становится лишь одним из сегментов. Я даже не могу себе представить что-то, что стало бы революцией в мире одежды.
futur
Разве что мы станем носить латексные комбинезоны как в фантастических фильмах о космосе. Или будет делать всю одежду на 3d принтере. Новинки сегодня есть разве что в материалах. И то, вот появился неопрен… и что мы шьем из неопрена? Платья с силуэтом new look.

Иногда мне кажется, что у человека, который интересуется историей моды и историей культуры двадцатого века, появляется ощущение, что он опоздал к чему-то интересному. Вечеринки клуба 54 и Вудсток, противостояние величайших дизайнеров, показы Ив Сен Лорана, культовые вещи Пако Рабанна и много чего другого. Появление мини-юбок и бикини, поп-арт и рок-н-ролл. Иногда кажется, что все это намного интереснее чем то, что происходит вокруг нас сейчас. Иногда просто масштаб дизайнера из прошлого вдохновляет настолько, что это невольно чувствуется в стиле молодого дизайнера.
studio54jpg_9f232d9a204e36e95de0cb2cc5a52321_105

3162928397489660

Я думаю, что еще долгое время мы будем наблюдать вот эти отсылки к прошлому в модных коллекциях и трендах. Двадцатый век оказался таким насыщенным, что мы еще не успели до конца его осмыслить и переварить. И процесс этот продолжается. Мода снова и снова обращается то к семидесятым, то к ревущим двадцатым. Каждый раз находя там что-то интересное, питательную почву для идей. Но не надо забывать, что эта питательная почва — предназначена для того, чтобы на ней вырастало что-то новое. Только тогда это будет развитием и движением вперед, а не просто реконструкцией понравившейся эпохи.

3