Русский народный костюм и «русская одежда»

Событие, которое натолкнуло меня на этот текст, произошло еще в ноябре, кажется. Но как-то руки не доходили оформить все. А тут поняла, что мне нужно высказать все свои мысли по этому вопросу, потому что это пригодится, когда буду описывать последние кутюрные коллекции. (вы их уже видели, наверняка, поэтому догадываетесь, о чем я:) )

Так вот, в ноябре супруга Германа Стерлигова (да, того самого одиозного, который «банк Алиса») представила коллекцию традиционной женской одежды: длинные платья в пол и ватники. Ну там еще и оружие было, но это уже такая, больше социально-политическая тема, так что кому хочется этот аспект обсудить — можете это сделать в моем другом блоге.
7673250

876607

876605

876612

876609

876608

876611

Почему я обратила на это внимание? Потому что в рамках массового тренда «обратимся к истокам» в российской культуре почему-то обращение не к народной одежде, а к ее суррогату.

Многие народы мира до сих пор используют народные костюмы в качестве парадного костюма. Официальный дипломатический протокол для приемов предполагает или дресс-код (в соответствии с форматом мероприятия) или национальный костюм. Некоторое время по рабочим вопросам моего мужа приглашали на посольские приемы. И я, честно сказать, была в первый раз немало удивлена, увидев представителей некоторых стран в национальной одежде. За несколько лет у меня сложилось вот такое впечатление: вполне нормально увидеть на дипломатическом мероприятии представительницу индийского посольства в сари, например. Но малореально увидеть женщину в русском сарафане или мужчину в косоворотке.

Я не являюсь серьезным специалистом по народному костюму. Так, лишь небольшие наблюдения. Так вот одно время мне казалось, что, например, национальный костюм не представляет для русского народа такой ценности для обозначения идентичности сегодня, потому что в его истории со времени Российской Империи не было периодов, когда бы приходилось эту идентичность сохранять. С другой стороны есть много народов, у которых тоже не было подобных проблем, тем не менее национальный костюм они чтут и носят.

Возможно, это связано с тем, что Россия — огромная территория. И даже если не считать мест, где проживали еще и другие народности, даже обычный традиционный русский костюм имеет много региональных вариаций. А еще стоит взять во внимание исторический аспект. Народный русский костюм претерпевал изменения, переходя из статуса национальной одежды просто в статус крестьянской\городской одежды. Как следствие получилось, что на территории российской империи оказалось больше расслоения по социальному признаку, нежели по национальному. При этом народы, находившиеся «под имперским крылом» стремились во что бы то ни стало сохранить свою идентичность, а значит удерживали национальный костюм в неизменном, каноническом виде.

Отсюда и тот результат, что уже к началу двадцатого века русским традиционным костюмом считается скорее длинная юбка с блузкой и жакетом (я для себя назвала это «одеждой казачки», потому что у меня лично это ассоциируется с «Тихим Доном» и фильмом «Кубанские казаки»), а уже одежда городских жителей изменялась в соответствии с изменениями в моде вообще.

Кадр из фильма «Кубанские казаки» 1949 год
9525_02

Архивные фото казачек
1

2

3

4

5

При этом надо учитывать и тот факт, что повсеместная урбанизация населения привела к тому, что люди стали отказываться от своих крестьянских корней, в том числе и от привычек\традиций в одежде. Даже этот «наряд казачки» городской жительнице мог показаться смешным, нелепым, неуместным. А уж традиционный костюм — и вообще нечто из разряда музейного экспоната. При том, что к примеру, моя свекровь выходила замуж в 1962 году в полном национальном костюме. Это было в селе в Черниговской области и нарядная вариация национального костюма считалась правильным нарядом для невесты. (вот тут я буду благодарна, если у кого-то есть инофрмация о ситуации с костюмами невест в русских деревнях тех лет, очень интересно)

Ну и вот что еще хочу сказать. В начале статьи я написала, что отсылки идут не к национальному костюму, а к суррогату. Но похоже, что сегодня именно этот суррогат может стать образцом традиционного костюма на территории современной Российской Федерации, так как будучи лишен яркого национального компонента, он, похоже, подходит как традиционная одежда для всех народностей, проживающих в РФ.

Ну и возвращаясь к коллекции Алены Стерлиговой хочу сказать, что выполнена она некачественно и безвкусно, но тема про поделки, лубок и шароварщину — достойна отдельного разговора.

Интересное по теме:
Грузинский национальный костюм
Выставка городского костюма из собрания киевского коллекционера — Марины Ивановой
Платья императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны из собрания Эрмитажа

0