0001

Сиротка-аристократка: почему у нас их еще долго не будет?

Честно говоря, я ожидала, что в посте про вязаные модели от Brooklyn Tweed появятся комментарии о том, как это скучно и неинтересно. Но я не ожидала, что их будет так много. И особенно меня порадовало сравнение с «бабушкиными кофтами». Честно говоря, на фоне нынешней популярности винтажа в принципе — это особо интересный казус. Но я собственно хотела поговорить не про винтаж. А про то, почему в наших краях еще долго недостаточно нарядные вещи будут называть серыми и скучными.
000

В детстве я очень любила английскую литературу, а в частности, такой ее жанр, как романы для девочек. Все эти «Маленькие принцессы» и «Леди Джейн» назидательно, но увлекательно рассказывали о бедных сиртоках, у которых оказывалось благородное происхождение, а ближе к концу книги — находилось и богатство. Ну или в крайнем случае — девочка-сиротка вырастала и находила богатого жениха. Все эти сиротки были неизменно кроткими, трудолюбивыми, скромными и аккуратными. Собственно, подобные романы — литература дидактическая, а значит, читательницам ненавязчиво предписывалось быть такими же. И с подобными требованиями согласовывать свой гардероб.

На запросы типа «бедная сиротка» гугл выдает фотки кошек, которые сиротливо прижимаются к полу и изображают «самое несчастное животное в мире», ожидая, видимо, поглаживания и вкусных ништяков.

Главным героиням, которые были аккуратны и скромны, противопоставлялись богатые выскочки в излишне роскошных платьях. Видимо, в определенный момент, английским девушкам и парням (думаю, что книги «для мальчиков» были написаны в том же тоне) по горло надоели все эти скромные и непритязательные стереотипы, навязываемые им книгами и обществом. Отсюда всплеск панк-культуры и вообще довольно большая доля фриковства в гардеробах британцев. Но надо отметить, что нелюбовь к излишней пышности впиталась в мозги еще сильнее, чем раздражение от положительных образов. Поэтому аристократическая скромность и та самая «серость» в умах более обеспеченной части британцев сильно лидируют по сравнению с нарочитой яркостью и пышностью низших классов. (более подробно о сословных различиях в одежде британцев сегодня можно прочитать в отрывке из книги «Наблюдая за англичанами»)

Английская детская литература, возможно, для многих достаточно размытое и неизвестное явление. Возьму пример попсовее: сказка про Золушку. По сюжету Золушка имеет довольно благородное происхождение. Ее отец служит королю, пусть и не при дворе. В конце концов, не каждому подданому присылают приглашение на бал. А вот мачеха и ее дочери — явно происхождением из более бедных и низких слоев общества. Недавно приобщились к деньгам папеньки, и никак не могут этому нарадоваться. Поэтому, на всех картинках-иллюстрациях, во всех экранизациях мы их видим в бальных платьях даже в домашней обстановке.
12

Золушка — это европейская сказка. У нас есть разве что «Морозко», в котором закономерный итог вознаграждения благочестивости и кроткости — это обязательно сундуки с шубами и драгоценностями.

Александр Васильев когда-то в «Школе злословия» высказался, что это все климат виноват в том, что мы ищем ярких красок, блеска и нарядности. Возможно, это так и есть. Вдобавок к этому наложился отпечаток советской действительности и постсоветского обнищания. А это все такие вещи, которые считываются чуть ли не на генетическом уровне: даже если вы живете в благополучии, то бедность и нищета, перенесенная вашей матерью или бабушкой, все равно в той или иной степени на вас сказывается. Это сказывается в обстановке, окружении, воспитании, эстетике быта и вбиваемым в голов установкам.

Это очень показательно, что в сфере минималистичного дизайна впереди всех именно благополучные скандинавы. У них все давно сыто и спокойно. И если и проходят какие-то изыски в одежде — то они выглядят намного тоньше и сложнее, чем явный внешний декор или яркий принт. Обычно это скорее будет необычное конструкторское решение, сложный крой и непривычный материал. И эти необычные решения являются тоже своего рода протестом против определенных традиций.

-800wi

Что же видим мы в наших палестинах? Очень часто для среднего потребителя «скандинавская эстетика» — слишком непривычна и сложна для понимания. Британское фриковство и панковство — выглядит слишком вызывающим. От национальных традиций дизайна мы в большинстве своем отказались. Но надо же что-то делать с одеждой? И мы ее делаем «наряднее».

Проделайте небольшой эксперимент. Введите в Гугл словосочетание «нарядное платье» и ужаснитесь результату
090909

Кстати, очень интересное наблюдение, но на мой взгляд, в английском нет слова, которое бы достаточно точно совпадало по значению с русским словом «нарядным». Точно так же, в русском языке нету точного определения для слова «smart». Нет определения, потому что нет понятия? Скорее всего…

Ладно, отставим эти лингвистические казусы в сторону. В контексте статьи важнее другое: нет у нас вкуса к простым вещам. Это выражается во всем. В кухне (майонезные салаты и мясо по-французски), в интерьере (евроремонт и обои «с золотинкой») и конечно, в одежде. Рюшики, бантики и оборочки. Дешевые, зато блестящие ткани и излишне откровенные ажуры. Об этом всем я уже писала не раз, и не два. Кому интересно — можете пойти и почитать архивы (в этом абзаце все ссылки — линки на конкретные статьи по теме)

Мне же было бы интересно поговорить именно об упоминаемом «сиротстве». Это такая середина между изысками скандинавского дизайна и ворохом оборок на офисной блузке от белорусского производителя. Почему же он у нас никак не приживается? Ведь казалось бы, золотая середина? Но я вижу, что в среднем у людей чаще появляется вкус к конструктивно сложному дизайну (который часто и носить бывает сложно не со всем скомбинируешь), чем к простому скромному платью или кофточке «как бабушка носила».
MGL9892_012

На самом деле, все очень просто. В то время как западный мир «играет в скромность и благородную бедность» — мы пережили это на своей шкуре. Ну или не мы, а наши мамы и бабушки (но я не устану повторять, что это все равно та память, которая требует смены нескольких поколений, чтобы выветриться). И нам уже не хочется простых вещей в спокойных базовых\блеклых оттенках. Потому что это все ассоциируется с бедной жизнью. Причем, не с тем, литературным «аристократическим сиротством», а с нищетой. И вот тут мы подходим к очень интересному тезису, который я для себя вывела.

Вкус — это вопрос достатка. Причем, я говорю не о богатстве. Для вкуса и стиля не обязательно иметь деньги в избытке, но нужно, чтобы они были в достаточном для нормального существования объеме. Сложно проявлять и воспитывать вкус в обществе, где стиральный порошок и мыло выдают по талонам. Невозможно полюбить «простенькую» вещь, потому что у тебя и без того вся жизнь — блеклая и простенькая. И в итоге, когда ты покупаешь что-то новое — тебе хочется, чтобы это было очевидно ярким, блестящим и красивым. Чтобы вещь имела все те признаки, которые мы в итоге называем «нарядностью». На фоне этого даже стиль бохо, при всей своей неоднозначности, и то приживется у нас лучше — там оборочки, там кружева, вязаные детали, воможности для декора. Но очень долго еще будет прорастать в нашем обществе любовь и вкус к вещам, которые сегодня большинству кажутся безликими. «Просто кардиган», «просто платье», «просто брюки» — у большинства наших женщин нет понимания ценности подобных вещей и нету желания покупать их. А ведь именно это та база для хорошего и качественного гардероба. Потому что нельзя одеваться исключительно в акценты и рюшечки. Точнее можно, мы все знаем примеры, но это уже должно быть совсем фриковство, иначе получается просто дурновкусие.

Tags: No tags
  • надя

    Ваши обласканные скандинавы создают одежду для себя: субтильных, неконрастных, светлых людей. Конечно же, в отсутствие возможности использовать цвет они сосредотачиваются на силуэте. И природа у них там блеклая и скудная, а человек подсознательно стремится быть органичным с окружающей средой. При этом, работа с силуэтом ничуть не лучше работ с цветом, принтом, фактурой. Необходимо говорить не о том, как плох цвет и блеск, а о том, что необходимо стремиться к гармонии, и, следовательно, избегать крайностей. Яркие, даже с блеском, цвета прекрасно выглядят, например, на африканских женщинах, в то время, как скандинавский минимализм будет на них тем еще нелепищем.
    С А. Васильевым не согласна, по-моему мнению, аляпистость некоторых российских, женщин связана не с климатом, а с их «несчастностью», по различным внутренним и/или внешним причинам (драма, вообще, — излюбленное развлечение русского народа), и, как следствие, желанием праздника с которым издревле связан яркий цвет (апогей — красный) и громкий звук. Вот так и живут то пусто, то густо: с широкой душой, замкнутым кругом.

    • надя

      *(трагедия, вообще, — излюбленное развлечение русского народа)

    • Юлия

      Согласна с тем, что русские женщины в повседневной жизни хотят выглядеть
      ярче не из-за отсутствия вкуса, а,возможно, спасаясь от скучной и
      «неприглядной» жизни. Это довольно просто- поднять себе настроение ярким
      цветом, необычным платьем, смелым его сочетанием с другими вещами.
      Обратить на себя заинтересованные взгляды и подумать, что «я вся такая
      звезда»! И дальше по цепочке поднимается самооценка, становится легче
      дышать, расправляются плечи, несмотря на килограммовые сумки, задержки
      зарплат, и еще какие-то проблемы. И ведь главное, что в глазах! Глаза
      светятся и жизнь налаживается! Надо бесспорно прививать вкус со всех
      возможных страниц и афиш, но стоит позволить русской женщине быть
      русской. У нас своя история и мы устали от серости, это беда, но это и
      наша неповторимость. Зачем ровняться на страны, где больше всего по
      статистике социальных проблем психологического порядка, как например,
      скандинавские страны лидируют по количеству суицидов. А наши прекрасные
      женщины живут и играют с модой, почему бы и нет. Им так ХОЧЕТСЯ! Стоит
      позволить им переделать дизанерский лук под себя, надеть несуразную
      шляпку и ботиночки. А может, это такой новый стиль? А другие не знают? А
      может модно выходить замуж в ночнушках и чтоб белье просвечивало? А
      может она ее сама сшила? Стоит позволить всем носить яркое и на чей-то
      взгляд не сочетаемое, но «а судьи кто?!» Модельеры даже на мировых
      подиумах не стесняются играть одеждой. Пусть и наши женщины играют. А?
      Бедность жизни и бедность вкуса здесь ни при чем. Наши просто
      самодостаточны!)

  • Guest

    Автор перепутала Россию и Китай. Вот в Китае, действительно, любят дешевые блестящие ткани, стразы и бантики. В России этого нет и не было никогда. А если где-то и встречается — это означает, что человек, по бедности, купил недорогую китайскую вещь… Впрочем, у нас есть человек, который и вправду отличается полным отсутствием вкуса — и это- Александр Васильев, упомянутый в этой статье. Вот уж где кич и безвкусица.
    Детской английской литературы для девочек я никогда не читала, но догадываюсь, что это просто мусор, нравоучительный и глупый. Вероятно, оттуда автор и подчерпнула идею -фикс- если надеть нечто мятое грязного цвета, то будешь выглядеть, как аристократка. Это же смешно. Настоящие аристократы, короли и королевы, одевались куда как роскошно..Вон посмотрите на королеву Елизавету, хотя бы. Она разве носит грязные балахоны?
    Кстати, «скандинавская эстетика», которую автор приводит как эталон, на самом деле ничуть не эстетична и никакого изящного вкуса в себе не несет. Это не украшает фигуру, напротив — девушки -модели в этих вещах превратились в моль. Это и непрактично, к тому же.

    • Гость

      Я в шоке от того, что существуют ещё люди, которые кичатся тем, что не читали, скорее всего, не только «литературы «для девочек» (хотя такого понятия не существует), но и вообще ничего из английской литературы. Иначе бы человек понял, что имел в виду автор статьи. Речь идёт не о пышных нарядов королев и королев, а именно об английской тн «нищей аристократии». . Поверьте, аристократы не носят ни жабо, ни фижмы, и как раз таки королева Елизавета ни разу не была замечена в стразах, а Кейт — в лосинах.
      И, да, мусор у вас в голове, барышня. Прежде чем называть что-то «мусором», потрудитесь хотя бы составить хотя бы поверхностное мнение о предмете, путем непосредственного ознакомления с ним. А не только основывать свое мнение на догадках.

    • Гость

      то, что автор статьи назвал «литературой для девочек» — это очень условное понятие, которое не употребляется в широком смысле. Литературы «для девочек» не существует в принципе, если только это не книги в стиле Girls talk для подростков о проблемах пубертата и иже с ними.

  • Леся Потанина

    Женщины постсоветского пространства получили моральную травму в годы перестройки (вспомните удар по нашим душам, когда певиц вроде Валентины Толкуновой, поющих о настоящей любви, как-то негласно объявили скучными, а потом на сцену повыпрыгивали взлохмаченные полуголые безголосые фурии с утрированным макияжем, одетые как шлюхи с объездной и ли как клоуны, которые истерично завывали о своих каких-то мелких половых драмах). Второй удар мы получили в 90-е — это удар по нашему материальному благосостоянию

  • blogbeauty4fem

    Хочу похвалить стиль статьи, но не согласиться с автором. Серый цвет идет только девушкам цветотипа лето (холодный неконтрастный), они могут себе позволить наряды такого оттенка. Кстати, и на фото именно такие девушки, в сером они смотрятся выигрышно и гармонично. А вот яркие брюнетки, рыжеволосые в нем действительно выглядят скучно.

  • Elena Vidyaeva

    Спасибо за статью, согласна с вами, очень точно сформулировано про нашу восточно-европейскую любовь к нарядности и наше отчуждение к «простым» вещам. А также совершенно верно о том, что западная мода «играет» в бедность и сиротство, не имея при этом ни малейшего представления о нищете (живу в Скандинавии). А не могли бы вы написать о советской моде? Или у вас уже есть такая статья? Если да, то как ее найти? Спасибо!