Танцор — мои впечатления о фильме про Сергея Полунина

После вчерашнего просмотра фильма поняла, что несколькими строчками в фейсбуке не отделаться и надо писать пост, который я сама потом захочу перечитывать. Надо сказать, что я правильно сделала, что не пошла на этот фильм в кинотеатр, хотя «Танцор» вроде бы довольно неплохо прокатывался в Украине прошедшей осенью. Но это тот фильм, который надо смотреть дома в одиночестве, закрывшись в комнате. Потому что фильм документальный и он задевает очень многое внутри, тем более, если ваша жизнь тоже так или иначе связана с танцами.

Сережа — маленький мальчик из Херсона. Приморского и не самого богатого города Украины. «В детстве мы все были одинаково бедными и это никого не напрягало, особенно детей»(с). Сергей родился в 89 году и, в принципе, я себе очень хорошо могу представить, в каких условиях прошло его детство. Мы и в самом деле жили все так же. Ну или почти так же. Впрочем, даже и представлять не надо — в фильме очень много съемок из семейной хроники, видно жилье, залы для занятий и вся та обстановка, которая нам и сейчас кажется привычной. Но которая очень резко контрастирует с тем, что показывается в фрагментах о других странах.

Родители Полунина довольно рано поняли, что ребенок у них особенный и надо в него вкладываться. И вложились реально всей семьей. Папа уезжает в Португалию, бабушка — в италию (или наоборот? это не суть важно) на заработки, чтобы оплатить переезд Сергей с мамой в Киев для обучения в хореографическом училище. В общем-то люди положили свои жизни на то, чтобы Сергей танцевал на самом серьезном уровне. И когда через несколько лет его принимают в лондонскую Школу Королевского балета и он там остается один, уже сам живет в общежитии — первый год мама просто не знает, что ей вообще дальше делать и чем заниматься, когда в ежедневном обеспечении и поддержке занятий сына отпала необходимость.

Очень сложный вопрос: родители, вложившие в ребенка все. И конечно, тут без вопросов — ребенок и его карьера, и его развитие, и его талант — стоили вложенного. Увы, так случается не всегда. Тем не менее, я всегда буду понимать таких родителей. И могу сказать, что отчасти даже побывала на месте такого ребенка. Когда все деньги семьи уходят вместо бытовых нужд на тренировки и поездки на соревнования. И, наверное, хоть я все же не стала в итоге танцором мирового или даже национального уровня, этот период в жизни — это то, за что я больше всего благодарна своей семье. Именно это меня сформировала в большей мере.

Закончив обучение в Школе Королевского Балета Сергей сразу получает в самом балете ведущие роли и очень быстро становится премьером. Но вот только он сам не знает, чего ему дальше хочется. Родители развелись — и он чувствует свою вину за их развод,- сам он уже достиг вроде бы всего, что хотел достичь. Не к чему стремиться. И в один прекрасный день он просто с середины класса уходит домой и в Королевский балет больше не возвращается. Сидит дома и смотрит в стену и не знает, как ему жить дальше.

В поисках себя и дальнейшей карьеры Полунин попадает в Москву, где его сразу прибирает к рукам телевизор. Вы представляете — после Королевского балета попасть на телешоу российского тв. Это треш реальный. Да, шоу посвящено балету, но блин — отношение ведущих, вообще сама атмосфера шоу — это что-то запредельное. Я себе сразу представила, как приехал бы Крикливый и попал на наши «Танцы со звездами». Или солист Метрополитен опера — на шоу типа «Две звезды». Но тем не менее он выдерживает это и становится победителем. Потом — реальное везение — знакомство с Игорем Зеленским, работы с ним же. А затем — решение уйти. И снять перед этим свой последний танец — тот самый танец, который взорвал интернет

На протяжении всего фильма я заметила, как человеку в такой сложной ситуации, с таким сложным характером и судьбой важно, чтобы у него были близкие друзья. И как ему повезло, что они у него реально есть. Эту постановку Take me to church для Сергея сделал его друг, Джейд Гейл-Кристофи. Танцор и хореограф, с которым Сергей вместе учился в Школе Королевского балета. Кстати, хочу сказать, что Сергей, конечно, уже сам по себе легендарный танцовщик. Но хореография просто бесподобна. И без нее ничего не получилось бы.

Вообще, в какой-то момент показалось, что весь фильм нам рассказывает о том, что вся судьба Полунина, все его обучение и достижения — это путь к этому клипу. Не потому что он мегапопулярный. А потому что это тот момент, когда он наконец-то сумел в полной мере выразить себя. «Мы снимали очень долго, и в течение всей съемки я ни с кем не разговаривал, а только плакал»(с) И вот тут я чувствую настоящую такую зависть, потому что это очень много — сделать такой проект, где ты «все сказал». Неважно, уйдешь ты потом или останешься. Но суметь выразить все, что хочешь — это то, за что можно отдать жизнь.


Сергей не ушел. Видимо, после клипа в нем разрешился какой-то внутренний конфликт и он стал лучше понимать — кто он и для чего танцует. Сейчас он продолжает выступать и как приглашенная звезда в труппы, и просто в отдельных проектах. Но мне кажется, что он наконец-то понял: кто он в танце. Зачем он в балете и зачем балет живет в нем самом.

Конечно, он все еще утверждает, что балет — это не его выбор. Что это выбор его мамы, которая сделала из него танцора, а теперь он просто не может не танцевать, потому что тело этого требует. Но я провела в танцах двадцать лет. Я была и танцором, и тренером. Я видела много детей и взрослых. И я знаю, что те, кого просто «мама заставляет» не добиваются ничего, даже если они очень талантливы. Добиваются те, в ком реально есть огонь и страсть к танцу. Да, этот огонь обжигает, в нем можно сгореть. Но погасить его невозможно. Поэтому просто стоит поблагодарить маму Сергея, что она дала возможность этому пламени разгореться в полную силу.

ps: Невозможно на протяжении фильма не думать вот еще о чем. После того, как Сергей ушел из лондонского балета — Лондон больше не всплывает в его жизни. Нет предложения вернуться. Это у нас простят все — алкоголь, скандал, сорванный сезон и любые капризы звезды. А для зарубежной труппы такого уровня — будь ты любая звезда и любой талант, но если ты ненадежен, если ты скандален и подвел однажды — твоя репутация разрушена.

6