В чем ходить в театр

Мне тут задали на фейсбуке вопрос: в чем лучше ходить в театр? Вспомнила об этом вопросе, поскольку я буквально позавчера была на открытии сезона Киевского театра Оперетты в мини-юбке и в кедах со звездочками:) Так что напишу, свое мнение по этому поводу.

Для начала надо сказать, откуда взялась сама традиция наряжаться в театр. Очень долгое время, когда театр был изысканным и не всем доступным (и понятным) удовольствием, он также был и немаловажной частью светской жизни. Различные светские дамы собирались на спектакль не только для того, чтобы насладиться Расином, но и чтобы, как говорится, людей посмотреть и себя показать. Общение до спектакля и во время антракта было очень активным. А лорнеты поворачивали не только в сторону сцены, но и на тех, кто сидит в соседней ложе. Если вспомните, у классиков часто можно встретить фразы типа «со второго действия — уехала домой». Потому что после окончания пьесы чаще всего общение продолжалось уже не в театре, а в гостиных. И даме надо было успеть сменить наряд. А если гости приедут к ней домой — еще и позаботиться о приготовлениях.

В советское время традиция наряжаться в театр — осталась. Во-первых, для некоторых это было единственный повод вообще куда-то нарядиться. Не считая новогоднего праздника. Во-вторых, обстановка театра, весь этот бархат кресел, золотые кисти занавеса и лепнина на потолке -это все настолько отличалось от того, что окружало посетителей театра в обычной жизни, что как-то неуместным казалось в этой обстановке быть в своей повседневной одежде. Хотелось хоть немного соответствовать. Опять же: антракт, буфет — тоже «светская жизнь» своего рода. Редкие удовольствия в виде бутерброда с икрой. В общем праздник. Значит, и одежда должна быть праздничной.

что надеть в театр

Сегодня все совсем изменилось. Во-первых, наша жизнь стала разнообразнее. И театр далеко не единственный торжественный повод для выхода. Во-вторых, вы в театре не с «людьми своего круга», а с незнакомцами. И вам в общем-то глубоко безразлично, кто в чем и кто с кем пришел. В-третьих, сами театры в некоторых случаях стали другие. И постановки, и интерьеры. Это уже не лепнина с позолотой и не всегда условный Мольер (хотя знаете, я в конце прошлого театрального сезона сходила на постановку «Скупого» — и это было очень актуально. Правда, и сценография была далека от классической). Да и ритм жизни наш сегодня такой, что не всегда успеваешь в принципе переодеться или подготовиться к походу в театр, даже если тебе и хочется быть понаряднее.

В общем, я склонна считать, что как-то специально наряжаться в театр — не обязательно. Нет, понятно, что если ваша душа требует — никто вам не может запретить. Но никакой «обязанности» по этому поводу вы тоже не имеете. Некоторые говорят, мол, нарядная одежда — это уважение к артистам и окружающей вас публике в зале. Но я хочу сказать, что артистам вас не видно. А уважение к публике — это выключить телефон и не шуршать пакетиком в сумке.

По поводу же одежды — в театре уместно все, что уместно в офисе или любой другой повседневной обстановке средней формальности. Некоторое время назад вы бы не надели на работу кроссовки. Значит, и в театр их не стоило. А сегодня кроссовки носят даже с формальным костюмом — и в театр, соответственно, тоже можно. Откровенно спортивный рюкзак вместо сумки — часто и сегодня будет смотреться странно в городе. (в отличии от, так называемого «городского рюкзака»). И в театре он тоже не к месту. Скорее всего вас вообще попросят оставить его в гардеробе.

Исключение — особые премьеры и гала-концерты. Но таких у нас не так уж и много. Даже опера сегодня весьма демократична. Вот, например, фото из Венской оперы.
что надеть в театр

Если же у вас в голове все же точится червячок сомнений по поводу уместности: советую сложить для себя несколько комплектов средней формальности, в которых вы не будете чувствовать себя ни неуместной, ни слишком вырядившейся (а сегодня в обычном киевском театре голые плечи вечернего платья — будут выглядеть намного более странно, чем кроссовки, уж поверьте мне). Самые универсальные варианты: платье (футляр или трапеция) и комплект из брюк с топом или блузкой. Брюки, кстати, выигрышный вариант для холодного времени года, когда можно обуть к ним ботинки и выглядеть хорошо. Потому что не всякое платье выдержит соседство с сапогами или ботильонами.

Несмотря на отсутствие конкретных рекомендаций, несколько общих советов у меня все же есть:
— избегать излишней пестроты. Все же яркое электрическое освещение в фойе часто не очень благоволит к одежде такого рода. Так что вы рискуете выглядеть пестрым невнятным пятном. Если выбирать принт — то лучше геометрический и в приглушенных тонах.

— слишком сложные наряды и образы «на острие тренда» лучше оставить для другого повода. Театр ценит сдержанность. Не забывайте, что тут вы — зритель, а не «главный экспонат»

— помните о том, что большую часть времени вам придется провести сидя в кресле. Я выбираю одежду, которая не особо мнется и которая относительно удобна (не спортивный костюм, конечно, то уже упомянутое платье-трапеция — вполне)

И еще, представьте, что вы — в Нью-Йорке, Вене или Мельбурне. Знаменитые театры. И вдруг вам случайно попадается дорогой билет в оперу. Ну мало ли — бонус от тур-оператора или подарок от отеля. Неважно. Вы ничего такого не планировали, у вас с собой только джинсы и кроссовки. И денег на шоппинг, чтобы хоть платье купить простенькое, — нет. Пойдете насладиться представлением? Или будете страдать от того, что из-за джинсов приходится пропустить такой шанс? Конечно, когда вы дома — у вас нет ограниченного гардероба туриста «джинсы и рубашка». Но все же в театр мы ходит ради спектакля в первую очередь. А одежда? Про одежду и свой стиль надо думать каждый день. А не только «по театральному случаю».

25