Сегодня каждый, кто умеет стачать два куска ткани, гордо называет себя портным. А кто может сшить целое платье — становится дизайнером. И, конечно же, сразу после того, как человек определился со своим призванием — он мыслит себя на одном уровне если не с МакКуином и Диором, то как минимум с Пустовит и Возияновым. (почему, кстати, никто не приравнивает себя к Санатану, а?)
На форуме рукодельниц я прочитала одну интересную темку от начинающего дизайнера, которая хочет объединиться с себе подобными. И поняла, что я созрела для того, чтобы написать несколько своих размышлений по этому поводу.
Для начала стоит определиться с понятиями. Швея — как я понимаю, самая низшая ступень в профессии. Это человек, который выполняет конкретные заданные операции. Швея может и на подрубке простыней проработать всю жизнь. Портниха — это человек уже с более профессиональным уровнем шитья, способный сшить вещь полностью: начиная от раскроя, заканчивая отделкой. Опять же, в крупных ателье и на предприятиях эти функции разнесены: конструирует выкройку один человек, раскроем занимается другой, шьет третий. Так что портниха — это скорее применимо к тем, кто шьет на заказ на бытовом уровне: сама на дому или в рамках ателье. Мне несколько непонятно, почему вдруг сейчас портнихи начали стесняться своей профессии и называть себя дизайнерами и модельерами. Как по мне, то хороший портной — круче и важнее кучи слабеньких дизайнеров.
Это, кстати, и проблема некоторых украинских дизайнерских брендов, которые по факту все же ближе к люксовому ателье или к дизайн-бюро. Они не занимаются массовым выпуском, а коллекции отшиваются в единичном экземпляре, чтобы быть представлеными на показе. Конечно, можно сказать, что многие знаменитые дома моды начинали как раз как ателье и работали большей частью с индивидуальными заказами. Но сегодня мода в первую очередь это бизнес, если вы хотите заниматься ею профессионально. Поэтому, перед тем как называть себя дизайнером, я бы советовала определиться с самим понятием.
Вот какие критерии я со временем сформулировала для себя:
— Идея. Дизайнерская одежды должна быть новаторской. Это не значит «придумать что-то необычное». Необычного хватает с лихвой. Это значит придумать что-то интересное. В первую очередь — придумать тот образ, который вы будете предлагать своим клиентам\покупателям.
— Крой. Дизайнерский крой должен быть сложным. Не всегда это значит «сложносочиненным». Но почти всегда значит то, что выкройка под ваши модели должна быть сконструирована идеально. Без недочетов. В идеале — еще и в размерной сетке. Лекала должны быть разработаны так, чтобы в итоге вещь максимально соответствовала первоначальной задумке, создавая нужный силуэт и посадку. Я часто вижу, как некоторые дизайнеры заменяют конструкторство — декором. Простое платье, которое чуть ли не из Бурды пошито, декорируется всякими сложными внешними наворотами (оборки, пояса, камни, вышивка и так далее). Декор — это классно и интересно, но он не заменит моделирования.
— Материалы. На мой взгляд, дизайнерская одежда должна в первую очередь отличаться высоким качеством материалов. Складывается двоякая ситуация, потому что начинающему дизайнеру с одной стороны не откуда взять деньги на полноценную закупку тканей (не говоря уже о выполнении авторских принтов), с другой стороны — даже самая интересная идея, выполненная в дешевом бифлексе или синтетической органзе сразу теряет 90% своей привлекательности для зрителя и покупателя.
—Исполнение. Думаю, не стоит говорить, что все должно быть выполнено на высшем уровне. Особенно — влажно-тепловая обработка.
Не всегда один человек способен выполнить все на достаточно высоком уровне. Поэтому дизайнерский бренд — это целая команда. Но главное в ней — именно сам дизайнер, который выдает главное — идею того, что затем предстоит сконструировать, раскроить, пошить и продать.
На этом моменте советую всем тем, кто называет себя дизайнерами, сесть и подумать — в самом ли деле ваши идеи настолько ценны? Потому что мышление на уровне: по подолу пустим оборочку, а вот тут — цветочки — этого еще не достаточно.
Условно говоря, дизайнеров с оборочками и цветочками — и без того некуда девать. Нам бы что-то новое, свежее и по-настоящему интересное.
Ок. Допустим с идеями у вас все хорошо. И вы даже настолько круты, что сами можете и моделировать-конструировать, кроить, шить по уровню «люкс». Остается вопрос: что со всем этим делать дальше? Шить на заказ? Тоже может быть очень прибыльно и круто. Особенно, например, если речь о свадебных платьях или танцевальных костюмах — то есть изначально штучных вещах, где каждая производимая единица уникальна и неповторима.
Вы шьете обычную одежду для жизни? И хотите представлять публике готовые коллекции? При слове «коллекция» из уст некоторых швей, мне становится нервно и смешно. Вспоминается одна давняя история со знакомым «модельером», которая хотела сделать из своего бизнеса нечто большее, чем ателье. И вот она отшила коллекцию, собрала клиентов и все бы хорошо, но только оказалось, что все отшитые вещи — модели из старой книги «Домоводство» и немецких модных журналов. Это было еще в доинтернетные времена, и доступ к информации был не у всех. Но у меня, по стечению обстоятельств, были дома такие же журналы и такая же книга:)
Ладно, допустим, вы все придумали сами — от идеи до последней пуговки. И собрали все дорогие сердцу произведения своего труда в одну коллекцию. На самом деле, первична как раз идея коллекции, а уже потом, как мне кажется, стоит разбивать ее на единицы. А просто собрание в кучу пошитых вами вещей — это еще не коллекция и внимание зрителей таким продуктом не привлечь.
Если же вы настроены на коммерческую линию прет-а-порте, то я хочу поделиться с вами тем, что рассказывала Светлана Бевза на мастер-классе в рамках Beintrend Fashion School. Вот что дизайнер рассказала об этапах работы над своими коллекциями.
1. Идея. Сначала появляется именно идея: образы коллекции, характер той предполагаемой девушки, которая будет одета в вашу одежду. Многие дизайнеры создают мудбоарды, чтобы нагляднее демонстрировать своей команде задуманное.
2. Эскизы образов и отдельных вещей.
3. Посещение выставки тканей и изучение образцов. Часто на таких выставках дизайнеры берут образцы тканей, изучают их, прикидывают, на какие модели что пойдет, рассчитывают необходимое количество. А затем уже оформляют заказ. То есть это отнюдь не вариант «купили на стоке рулон бархата, что бы нам теперь из него придумать?». Хотя понимаю, что у настоящего таланта придумается и в такой ситуации. Но мы ведь говорим о продуманном подходе.
4. После того как дизайнер определился с материалами, он дорабатывает первичные эскизы моделей.
5. Производство одежды. Светлана вела речь о производстве полноценных коллекций на продажу. Если вы начинающий дизайнер — следует задуматься о том, что вы будете отшивать и в каком количестве. Если вы хотите просто сделать презентационную коллекцию, чтобы заявить о себе — достаточно отшить все в одном экземпляре в соответствии с модельными параметрами. В случае успеха, часть коллекции получится распродать.
6.Съемка каталога и лукбука. Светлана делает не только одежду, но также обучь и аксессуары. Если вы сосредотачиваетесь только на одежде — про обувь и аксессуары следует подумать заранее. Модель в дешевых растоптанных туфлях загубит самое красивое платье.
7. Профессиональные выставки, на которых дизайнеры налаживают контакты с байерами.
8. Съемка рекламной кампании. Для начинающего дизайнера, думаю, можно ограничиться снимками, которые сделаны для лукбука.
9. Подготовка к показу: саундтрек, стилизм, кастинг моделей, режиссура, организация.
10 Сам показ.
Сколько сложностей. И заметьте, я ни слова не сказала о самой большой сложности — поиске начального бюджета на все это и подбор команды, потому что полностью самому все это сделать просто нереально.
Увы, Светлана Бевза одна из немногих, кто подходит к делу на исключительно высоком уровне. Мне кажется, этим и обусловлен ее коммерческий успех, причем не только в Украине. На деле же многие наши дизайнеры — особенно начинающие, все же те часто те,кого мы видим на крупных площадках типа UFW и MBKFD уже имеют за плечами представление о построении fashion-бизнеса — слишком творческие люди, чтобы думать о практических вещах.
И напоследок, у меня получился небольшой опросник для тех, кто мечтает увидеть то что у него «сшилось» и «получилось» на подиуме. Итак, если вы хотите быть дизайнером, задайте себе следующие вопросы:
1. Трезво оцените свой креатив и ответьте себе насколько это выполнено со вкусом? Насколько это интересно и свежо и чем именно это интересно? Всегда ли это носибельно?
2. Вы в самом деле хотите стать частью индустрии, со всеми вытекающими: сезонные коллекции, маркетинг, пиар, продажи, участие в неделях моды? А может быть для вашего уровня креатива достаточно просто работать в формате ателье?
3. Имеется ли у вас стартовый капитал, которым вы готовы рискнуть? Или же у вас есть на примете инвестор, который в вас поверит? Если вы решили искать инвестора — надо подумать, чем вы можете его привлечь (ситуации «муж дал денег на развитие бизнеса» не рассматриваем, а то я иззавидуюсь вся)
4. Как вы представляете свою целевую аудиторию? (пол, возраст, стиль одежды, доход, социальное положение, география)
5. Имеется ли у вас команда, которая готова помочь вам? И речь не только о мастерах швейной машинки и утюга — вам понадобится куча людей для вспомогательной работы: закупка и доставка материалов, контакты с моделями и клиентами, контакты с медиа и организаторами мероприятий и так далее… Кстати, раз уж зашла речь о команде — неплохо подумать и про помещение, где бы вы смогли ее разместить;)
6. После того, как вы представите коллекцию — где вы планируете ее продавать?
Если вы затруднились ответить на все эти вопросы (а ведь это только приблизительный список от непрофессионала) — то может вам стоит заняться чем-то другим?
Ну а если у вас на каждый поставленный вопрос есть решение и ответы — дерзайте! И не забудьте мне потом прислать приглашение на ваш показ. В первый ряд:)