Жаклин Кеннеди. Жизнь, рассказанная ею самой

В комментариях на фейсбуке мне посоветовали прочитать воспоминания самой Жаклин о встрече с Ниной Хрущевой. Так я наткнулась на эту книгу — «Жаклин Кеннеди. Жизнь, рассказанная ею самой». Если честно, то после прочтения и изучения информации о всей серии, я так и не поняла — это реальная книга авторства Жаклин или компилляция отдельных интервью? В англоязычных источниках вообще нет четкости по этому вопросу. Понятно, что даже если и была книга, написанная самой Джеки, то для серии «Жизнь, рассказанная ею самой» она прошла серьезную адаптацию. Но честно говоря, меня в этой книге не очень интересует реальность авторства. Потому что мне кажется, что в любой книге более ценны наши мысли по прочтению, наши впечатления. И даже если в этой книге просто обработанные и поданные от первого лица интервью — она все равно достойна вашего внимания.

Конечно, на первом месте — воспоминания о клане Кеннеди и о жизни с президентом Джоном. Понятно и объяснимо, потому что именно то, что Жаклин Бувье стала миссис Кеннеди — и сделало ее известной на весь мир. Хотя я понимаю, что для Америки тех лет, даже будучи Бувье — она уже принадлежала к определенному кругу людей, жизнь которых освещается в газетах. Но не была столь публичной и знаменитой.

Рассказ о клане Кеннеди меня впечатлил. Вообще кланы Америки — это очень интересная для меня тема. Большие семьи, поддерживающие своих членов. Семьи, которые формировали историю страны. И ее культурную жизнь. Я обратила на это внимание еще давно. И вот прошлым летом, когда читала книгу «Гений» про «главного редактора Америки» Макса Перкинса, в глаза при прочтении бросилось то, что все тогдашние знаменитости (культурной жизни, политики, искусства) знали друг друга чуть ли не со школьных лет, потому что вращались в одном кругу или учились вместе. Нигде я не встречала упоминания про происхождение денег. Но зато было понятно, как живут люди с этими деньгами.

Конечно, если говорить о клане Кеннеди, то доминирующая роль была у отца — Джозефа Кеннеди, который полностью подчинил себе свою семью. И сделал свои желания — желаниями детей. Он знал, что его сын станет президентом. А какой из сыновей — это уже не так уж важно. Но работать над этой целью должны были все. К дочерям — и вообще к женщинам — в этой семье было отношение, как к обслуживающим статистам. Дочери получили монастырское образование (в то время как все сыновья учились в Гарварде). И должны были полностью соответствовать своим женским ролям: послушные дочери, поддерживающие сестры, хорошие жены и образцовые матери.


При этом они точно так же должны были соответствовать высокой планке семьи: походить для красивой картинки в журнале и олицетворять идеальную американскую женщину и идеальное воплощение семьи Кеннеди. Так первая дочь Кеннеди — Розмари — имела определенные ментальные проблемы и, когда она уже была взрослой, ей провели лоботомию. В книге Джеки (будем считать, что все же повествует она сама) приписываю решение об операции свекру и расценивает его как довольно жестокое. Сложно со стороны судить, насколько это было оправдано. Понятно, что по описанию, сегодня детей с такими ментальными отклонениями довольно легко адаптируют и социализируют. Но 50 лет назад подходы к лечению были совсем другими. Но в любом случае операция закончилась неудачно. Розмари стала ментальным инвалидом и была отправлена жить в специальный интернат. Ее как бы «исключили» из семьи и вообще долгое время умалчивали в прессе о ней самой, об операции и ее болезни.

Точно так же умалчивали и о многочисленных заболеваниях Джона Кеннеди. Я, например, узнала об этом только вот из книги. Джон имел серьезные проблемы с гормонами. А лекарства, которые принимал в качестве гормонозаместительной терапии, вымывали кальций из костей, вследствие чего он имел огромные проблемы с позвоночником, сопровождавшиеся жуткими ежедневными болями. Жизнь на лекарствах, операции втайне от общественности. В конце концов приход к амфетаминам для облегчения жизни. Все это оставалось за кадром жизни молодого американского политика.

Семья Кеннеди была насквозь традиционна и патриархальна в самых худших проявлениях этих понятий. Но читая, я не переставала удивляться, как же все же иначе устроено было мышление этих людей. Сыновья такого влиятельного клана — служили в армии и участвовали в боевых действиях. Более того, чтобы Джон Кеннеди мог отправиться в армию и участвовать во второй мировой, скорее всего ему пришлось «купить» медицинское освидетельствование, потому что с его реальными диагнозами он бы никогда не попал на службу. Насколько это сегодня непривычно для нас звучит: влиятельный отец способствует тому, чтобы его родной сын отправился воевать. Но это, похоже, было частью задумки Джозефа по продвижению карьеры сыновей. Старший сын в итоге погиб на войне. Но Джон Кеннеди вернулся героем: когда его военный катер был атакован вражеским эсминцем, Джон своими указаниями скоординировал спасение выживших членов команды, а одного из раненых моряков сам вплавь дотянул до берега.

Очень тяжело читать про то, как президент изменял своей первой леди, не особо даже скрываясь от нее. Неудивительно — он видел такую модель поведения в родительской семье. И принимал за должное такое положение вещей. Жаклин приходилось самой избегать неловких ситуаций: шумно передвигаться по дому, чтобы невзначай не наткнуться на полуголую девушку какую-нибудь и вообще делать вид, что она ничего не знает и не замечает. Самое печальное, что именно поведение Джона стало причиной того, что Джеки потеряла двоих детей — половая инфекция (какая именно -не уточняется) затрудняла вынашивание плода. Первый ребенок не родился. А третий прожил буквально считанные часы. Но даже это не останавливало Кеннеди от приключений. Интересно, что сама Джекки пишет при этом «женатые мужчины будут изменять женам, пока будут находиться женщины, готовые заниматься сексом с женатыми мужчинами». То есть даже в поведении своего мужа она винит не столько его, сколько женщин, готовых переспать с президентом.

Отдельной строкой, конечно, среди этих женщин проходит Мэрелин Монро, которая даже пыталась посягнуть на место первой леди.

Жаклин Кеннеди считалась иконой стиля. И интересно читать, как много она пишет о своем подходе к красоте и стилю. Отталкиваясь от образа, который Юбер Живанши создал для Одри Хепберн, она с помощью Олега Кассини выстраивает свой собственный стиль, который стал ее визитной карточкой. Тщательный подход к одежде, к собственной внешности. Ее подход полностью соответствует концепции того времени: ухоженная и стильная женщина, хозяйка ухоженного и стильного дома. Джеки стала настоящей хозяйкой в Белом доме. И хоть она сама так не считает, ее роль в создании Белого дома как исторического музея сложно переоценить.

Интересно, что за внешним видом Джеки умела видеть нечто большее, чем просто одежду. Интересно читать ее воспоминания о той самой встрече с четой Хрущевых.


Вообще, главное, что остается после прочтения книги — мысли о том, как сильно изменилась жизнь женщин за прошедший век. И сама Джеки к финалу много говорит об этом. Она сама уже была активнее и свободнее, чем ее мать. А ее дочь — еще более самостоятельна и свободна. Тем интереснее вернуться к началу и другими глазами увидеть, как воспитывали маленькую Джеки. Ее растили как настоящую леди: не показывать своих чувств, быть невозмутимой и держать лицо, что бы ни случилось. И Жаклин была именно такой: образом настоящей леди. И именно этот образ и хотели получить ее мужья, которым на самом деле было наплевать на нее саму и ее истинные чувства. И вот мысль, которая не отпускала меня во время чтения: неужели стоит так работать над собой, чтобы быть леди, если это не дает тебе личного счастья? Ведь даже Белый дом или большие деньги не могут заменить теплых отношений с мужем…

13