Антимода или куда катится этот мир

Для меня самым значимым текстом о моде в уходящему году стал манифест Ли Эделькорт Antifashion, а также различные обсуждения этого манифеста. Это хорошее подведение итогов последних нескольких лет и прогноз на то, что в ближайшие годы мы будем продолжать двигаться в этом же направлении. И свой первый «серьезный» пост в этом году я хочу посвятить как раз этой теме.
fashion-is-dead

Увы, полного текста я не нашла. пришлось довольствоваться пересказами. Но и так есть что обсудить. Тем более, мне интереснее поговорить не столько о самой книге, сколько о тех моих мыслях и наблюдениях, которым я нашла подтверждение. (Тезисы Эделькорт будут выделены жирным шрифтом. Остальное — мои размышления последнего года)

Один из главных тезисов Ли Эделькорт — сегодня меняется не мода, а потребитель. Сегодня, на мой взгляд, у нас создалось интересное положение. С одной стороны, как никогда ценится индивидуальность. Ты можешь быть кем угодно, одеваться как угодно. Но ты должен показать миру то, что ты уникальный. При этом как никогда остро каждый человек стремится чувствовать себя частью чего-то большого. Это может быть конкретная группа единомышленников, или ощущение себя частью всего человечества — главное, чтобы это было для тебя значимо.

Микс этих, казалось бы, противоположных желаний (быть индивидуальностью и быть частью группы) стал возможен не в последнюю очередь благодаря интернету и современных средствам коммуникации. Сейчас даже самый угрюмый интроверт, который живет на вершине недоступной скалы может коммуницировать с миром и демонстрировать ему — миру — свою уникальность, талант, делиться мыслями и так далее. Причем коммуникация эта сегодня управляемая, может «включаться-выключаться» по желанию, и дает настолько большую степень самовыражения, которой, наверное, у нас еще никогда не было. При этом все эти технологии и метод общения уже плотно вошли в нашу жизнь, в нашу повседневность и не воспринимаются как нечто необычное и небудничное. Если говорить о моде, то отражением этого стало сочетание двух направлений: с одной стороны это все набирающий обороты «нормкор» (о нем подробнее можно прочитать у меня тут), а с другой стороны — желание обладать эксклюзивными, штучными вещами.

Возможно, это сегодня нам создает базу для возрождения кутюра в его первоначальном виде. Когда кутюр — это не только сложные платья для красной дорожки или свадебной церемонии, но обычные вещи для повседневности, созданные в единичном экземпляре и ценность которых значима в первую очередь самому обладателю. Причем ценность эта не всегда материальна. Поэтому ручная работа и хендмейд поймают в очередной раз свои пять минут (а скорее пять лет) славы. Причем надо понимать, что и подход к хендмейду поменяется сильно. Во-первых, наверное, совсем уйдет из этой сферы «имитация фабричного производства». И, конечно, как никогда будет важна единственность и уникальность произведенной вещи. (про хендмейд можно читать тут).

Но самое главное, была ли произведена вещь в единственном экземпляре, или это результат массового фабричного производства — любая вещь становится лишь материалом для личного творчества каждого человека, чье творчество выражается в том, как эти вещи комбинируются, используются. Причем, это касается не только одежды. И вообще, Эделькорт говорит, что сегодня тон задает не модная индустрия, а еда. И уж тут творчество свое можно проявить просто невероятным количеством способов. Начиная от создания новых блюд и новых вкусов, заканчивая фотографией еды в инстаграме.
static1.squarespace.com

«Мода умерла. Да здравствует мода!». При словах «мода умерла» мне сразу вспомнилась следующая цитата Бодрийяра:
Но мода тоже никогда не современна — она играет на повторяемости однажды умерших форм, сохраняя их в виде знаков в некоем вневременном заповеднике. Мода из года в год с величайшей комбинаторной свободой фабрикует «уже бывшее» .

Мода всегда пользуется стилем «ретро», но всегда ценой отмены прошлого как такового: формы умирают и воскресают в виде призраков. Это и есть ее специфическая актуальность — не референтная отсылка к настоящему моменту, а тотальная и моментальная реутилизация прошлого. Мода — это, парадоксальным образом, несвоевременное. В ней всегда предполагается замирание форм, которые как бы абстрагируются и становятся вневременными эффективными знаками, а уже те, в силу какой-то искривленности времени, могут вновь появиться в настоящем времени, заражая его своей несвоевременностью, чарами призрачного возврата

Значит ли это то, что уже ничего принципиально нового не будет? Ведь даже если говорить о моде, не как о наборе указаний по модному цвету сезона, а как об актуальных паттернах поведения, то в истории человечества уже встречались этапы «пренебрежения» внешним видом, модой и всем тем, что могло казаться человечеству сиюминутным. Так что, на мой взгляд, это всего лишь очередной виток на спирали времени.
20150316-015737-1378378044

А вот что показалось мне в самом деле интересным — утверждения о новом матриархате.

Для лучшего понимания, советую прочитать вот эти две статьи:
— эволюция принцесс Disney — читать тут
— статья на Buro про эволюцию женственности — читать тут
— мой текст про изменения в подходе к женственности на примере рекламной кампании Celine — читать тут

Традиционалисты боятся, что новые тенденции — угроза мужественности. Но на самом деле посмотрите вокруг. Образ сегодняшнего мужчины мужественен как никогда. Он — мужчина — активен, силен и спортивен, он здоров, успешен и социален. В его образе отчетливо используются традиционные маскулинные детали — одна только стремительно взлетевшая популярность бороды, усов и ухода за ними, чего стоит.

То, что сегодняшняя женщина становится сильной, не принижает\ослабляет мужчину. Напротив, ему приходится быть еще более сильным и мужественным. и в то же время соответствовать современным требованиям к поведению (гуманизм сегодняшнего мира) и к внешнему виду. От мужчины требуется быть сильным и идеальным. Красивость женщины же сегодня — в ее несовершенстве. Именно поэтому старые стандартны женственности и красоты для половины мира уже не работают. Хотя не надо забывать, что параллельно с этим существует, так называемый «мир Кардашиан», где все еще в цене формы, обнаженность, яркая сексуальность и накладные ресницы. И ценность сегодняшнего момента как раз в том, что все это может существовать параллельно.

Наверное, можно было бы еще долго обсуждать тенденции. Но я хочу не перегружать вас своими измышлениями, а показать еще несколько интересных материалов по теме:

-Отчет о семинаре «дизайн и лайфстайл после 2016», подробные раскладки по цветам, принтам и текстурам — читать тут
-Интересно посмотреть дизайн-прогнозы на завершившийся 2015 год и посмотреть, что из этого сбылось — читать тут
— Новизна, как двигатель прогресса — читать тут
— Тезисный краткий пересказ Манифеста — читать тут

0