История игры с цветом

Прошедшее лето, текущая осень, будущая зима и, возможно, следующий весенне-летний сезон проходят под знаком цвета: тренд color blocking заполнил подиумы, фешн блоги, страницы глянца и улицы (частично, конечно, все же это слишком яркая тенденция, чтобы стать по-настоящему массовой). С чем связана такая популярность тренда у дизайнеров и у модных редакторов? Возможно, мы просто соскучились не только по ярким краскам, но и по необычным их комбинациям. Color blocking с одной стороны дает невероятную свободу для комбинирования. С другой — облекает наши попытки сочетать разные цвета в условно геометрическую строгую форму.
cb48jil-sander
Меня в комментариях попросили рассказать об истоках этой тенденции. И я приготовила для вас небольшой экскурс в прошлое.


Исходно эксперименты с цветом берут свое начало из работ художников-авангардистов в начале двадцатого века. Это тот временной период, когда новые формы возобладали во многих видах искусств, но на мой взгляд, именно в поэзии и живописи результат оказался наиболее впечатляющим. О поэзии мы тут говорить не будем, а вот живопись того времени немало повлияла на дальнейшее развитие изобразительного искусства, дизайна вообще и дизайна одежды в частности.

Интересно, что начало двадцатого века также характеризуется новаторством в сфере пошива одежды. После вычурности эпохи модерна, одежды периода арт-деко приблизились по геометричности формы к работам авангардистов. Но строгие прямые линии платьев сочетались с изысканным декором: вышивки золотом, бисер и стеклярус. Сказывалась «мода на восток». Впрочем, некоторые дизайнеры одежды обращались в своем творчестве к наработкам своих современников-художников. Мадлен Вионе, например, черпала вдохновение в кубизме.

Но если говорить про авангардизм в изобразительном искусстве и его связь с трендом color block — начинать надо с Казимира Малевича и его работах про супрематизм. По задумке Малевича, главным действующим лицом в его беспредметных супрематических картинах являлся именно цвет, облеченный лишь в простые формы геометрических фигур. Картины художников-супрематистов представляли собой искусство в чистом виде: композиционно уравновешенные блоки чистого цвета.


10-30ее годы прошлого века благодарно приняли теорию Малевича. Но это касалось только живописи. В дизайне одежды того времени все же доминировали сложные цвета, простые яркие краски супрематистов казались излишне кричащими (хотя это вовсе не говорит, что одежду таких цветов не носили вовсе)

Несмотря на то, что именно Малевич, на мой взгляд, был основным «теоретиком цвета», гораздо большее влияние на моду оказал его зарубежный коллега Пит Мондриан, который на основе личных впечатлений от работ художников-авангардистов создает новое течение — неопластицизм.

Если Малевич в своих работах использовал множество цветов и геометрических фигур, композиционно играя с ними, то по теории Мондриана использовались только три цвета: красный, синий и желтый. Границы этих цветов обозначались черными линиями, пересекающимися исключительно под прямым углом, а свободное пространство оставалось на холсте бесцветным, то есть белым.

В шестидесятых годах модельеры снова пришли к минимализму и чистым линиям в форме, но уже в этот раз (в отличие от начала века) лаконичность силуэта дополнялась яркими, сочными цветами. И одной из самых заметных коллекций шестидесятых становится знаменитая «Мондриановская коллекция» Ив Сен Лорана в 1965 году. Линии, пересекающиеся под прямым углом, «мондриановские» цвета и трапецевидные силуэты платьев, без каких-либо дополнительных линий.

Следующая ступень в истории течения Color blocking — восьмидесятые-девяностые. Гамма цветов, используемых в одежде стала намного шире, к тому же в моду входят «дискотечные» неоновые оттенки. Это еще не совсем тот color block, который мы видим в этом году на подиумах, потому что строгость линий не является обязательным атрибутом. Но вот именно с девяностых, мне кажется, можно утверждать, что тенденция игры с цветом — «пошла в народ».

(обратите внимание на курточку крайней дамы)

И вот уже несколько сезонов подряд мы видим на подиумах очередной всплеск работы с цветом. В этот раз опять все немного отличается: теперь в одежде используются не только яркие цвета. Для образа, соответствующего этой тенденции, могут использоваться и темные тона, и светлые спокойные оттенки: коричневые, бежевый, бордовый и так далее. Что вовсе не отменяет популярности ярких красок.



Но про нюансы нынешнего проявления тренда color block мы поговорим отдельно, а сейчас «на закуску» я хочу вам показать одежду в стиле супрематизма. Малевич в своем творчестве, как мы знаем, одними геометрическими фигурами не ограничивался, а вполне себе рисовал людей. И именно одеждой персонажей его картин мы можем вдохновляться при пошиве одежды в тренде color block или при составлении ансамблей.
















P.S. На всякий случай считаю нужным прояснить один момент: я не являюсь искусствоведом, так что если будут какие-то уточнения от знающих людей — с радостью их приму.

0