Крепко стоять на ногах

Я в последнее время все чаще встречаю тексты о том, что современные женщины – “разленились”. Они не следят за модой, не выдерживают стиль, а предпочитают комфорт. И именно этим объясняется такое засилие сегодня кроссовок, кед, слипонов, туфель без каблука и прочих “тапочек”.

Те люди, которые пишут и делают перепосты подобных высказываний – они, как мне кажется, не до конца отдают себе отчет в том, что вот все эти кроссовки и оксфорды – это в большинстве случаев гораздо более трендово, стильно и актуально, чем каблуки. Это соответствует духу времени, в то время как традиционный образ “на каблуках по асфальту с ямами в семь утра на остановку троллейбуса, чтобы ехать на работу” – кажется устаревшим и местечковым.


Мода – она всегда неоднородна на самом деле. Всегда существовали параллельно несколько потоков. Вот, например, есть “главная мода” – та, о которой мы читаем потом в учебнике по истории моды, а есть ответвления разной величины и значимости. Когда-то мода была значимой именно у знати. Но это не означает, что у крестьянства и мещанства не было своих “трендов” и “икон стиля”. Точно так же, например, в девяностые – на подиумах и в журналах царил пуризм. Что не мешало отлично развиваться гранжу (именно тогда из субкультурного подполья элементы этого стиля начали прорываться в массовую моду) и тому, что я называю “эстетикой голого пупка” – стилю Бритни Спирз и Спайс Герлз. Сегодня – обувь на плоском ходу, утилитарная эстетика (которая на самом деле далеко не всегда утилитарна и конструктивно может быть даже сложнее вечерних платьев от Zuhair Murad) – это мейнстрим. Это та черта, которая будет характеризовать десятилетие. А, может быть, даже более значительный промежуток времени. Да, при этом у нас есть “вторая линия” моды – те самые женственные образы и каблуки. Кстати, стоит поговорить еще и о том, что у нас впервые появилась и третья линия, вполне самостоятельное направление, которого не было раньше – мода для фото. То, что я называю “стиль для инстаграма” – одежда, в которой чаще всего девушкам некуда пойти, но которая хорошо смотрится на фото. Это отдельная тема для большого разговора, и – если вам интересно – мы как-то обсудим ее подробнее.

Так вот, сегодня – женственность и традиционность – это именно что вторая линия. Это часть того, что можно было бы назвать “низким стилем”. Я понимаю, что то, что коллекции Канье Уэста для Адидас – это ближе к высокой моде, чем платья в стиле нью-лук – это для многих окажется шокирующей и не понятной до конца информацией. Но это так. Традиционную женственность чаще всего выбирают сегодня женщины с невысоким уровнем образования, часто расчитывающие на традиционные (а значит – второстепенные) женские роли в социуме и отношениях. И т.д.

Сегодняшняя женственность – она совсем другая

Очень показательна в этом отношении позиция Эвелины Хромченко. Эту фразу я часто в различных вариациях встречала в ее статьях и интервью. Кстати, уже в последнее время она не так категорична. Все же человек в мире моды – и начала понимать, что плоская подошва сегодня это нечто большее, чем просто выбор типа обуви. Но исходно Эвелина – это женщина на постсоветском пространстве воспитанная в рамках определенных стереотипов. И действительно, чаще всего у нас представления о стиле именно такие: как только женщина “спустилась” с каблуков вниз – она превратилась в тетку, добровольно вывела себя из “сексуального рынка” и в целом, как считается, “махнула на себя рукой”. В интересах такой женщины – семья, дети, пирожки и поездки на дачу.

Схема и стереотип работают еще в некоторых кругах. Но ведь сегодня все не так. Все давно изменилось. Изменилось уже хотя бы в том, что изменилось самопозиционирование женщин на брачном рынке. Изменилась позиция женщин в жизни. Изменились их карьерные возможности. И многое другое. Конечно, понятно, что в кроссовках удобнее летать в командировки, чем на шпильке. А в слипонах – отводить детей в сад, чтобы потом, взяв кофе, бежать на съемку или на совещание. Но на самом деле дело не только в удобстве. Сам посыл современного женского образа (который в большей мере формируется именно обувью) – это устойчивость. Сегодняшние стильные девочки – очень хорошо и твердо стоят на ногах. Это не та хрупкая женщина, которая обязательно нуждается в поддержке. Это активный человек, который заинтересован в быстром движении и стабильности.


Самое интересное, что эти характеристики распространяются и на обувь с каблуком. Сегодня традиционные шпильки смотрятся хорошо либо именно с женственными платьями (при условии, что мы надеваем их по специальному поводу, а не на каждый день) или же в сочетании с брючным костюмом, и тогда они несут определенный посыл гендерной агрессивности. А если говорить про высокий каблук на каждый день – то это почти всегда – устойчивый каблук. Он прямой, часто – широкий. Иногда его массивность даже больше чем требуется. Что только подчеркивает “приземленность”.


Это все вовсе не значит, что обуви на каблуках сейчас нет и она не в тренде. Каблуки есть, и даже шпилек много. Но чаще всего она ситуативна – подиум, стильные съемки, торжественные выходы. Просто сейчас мода стала гораздо более чувствительна к тому настроению, посылу, который транслируется окружающим при помощи каблука и обуви в целом. И в мейнстриме, в повседневной одежде – устойчивость – это самый главный тренд.

24