Мода и массы

Встретила в сети обсуждение московского стиля. И в частности тезис, что вот в центре – модные люди, а на окраинах за модой не очень-то следят. В частности, внимание мое привлек конкретный комментарий:

И вот тут стало интересно обсудить, что же мы называем модой, следованием за модой. И что же на самом деле модой является.

Дело в том, что всегда мода – неоднородна и многослойна. В последние годы мы на поверхность обсуждений вынесли ее верхушку, элитарную часть: подиумную моду, остромодные быстротечные тренды и товары люксовых категорий. И почему-то всегда кажется, что именно это и есть та самая главная часть моды, которая показывает состояние текущего момента в модном мире и том, что вообще происходит сегодня в сарториальной действительности у людей.

Но на самом деле, хотя высокая и элитарная мода существовала всегда, она не являлась главным маркером модных тенденций. Вспомните шестидесятые. Вряд ли по городу ходили девушки в костюмах из космических коллекций Пако Рабана.

мода массы

Зато, когда мы говорим про эту декаду, мы считываем характерные признаки, которые были частоупотребимыми именно в массовой моде.

массы мода

И да, и у массовой, и у элитарной моды будут сходные черты, и их будет большое множество. И именно на пересечении этих двух сфер моды и возникает то, что можно назвать духом эпохи или признаком времени. Но работает это только в связке. Нельзя говоря про моду обсуждать только подиумные коллекции и не обращать внимание на то, что происходит на улице.

Если мы вернемся к исходному комментарию, с которого начался пост, то можно заметить, что комментатор противопоставляет модную одежду, и одежду по погоде. Но если говорить о долгосрочном периоде – то именно это и является главным модным трендом последних двух десятилетий.

Для развития моды, для ее истории гораздо важнее отметить, что люди, например, массово перешли от пальто в сторону утилитарных пуховиков. От каблуков к удобным дутым теплым сапогам. И это больше не считается неподходящей одеждой, которую можно разве что на спорт или в лес надеть.

Массовая мода показывает нам, насколько и как меняется норма. Как изменяются понятия о том, что красиво, а что нет. Что допустимо, а что нет. Что прилично, а что нет.

Вот, например, платье с кроссовками. Сейчас это практически не обсуждаемая и не подвергаемая сомнению норма. Платьем в сочетании с кроссовками никого не удивишь даже в провинции. Хотя еще относительно недавно по историческим меркам такое сочетание казалось просто невозможным и жутко безвкусным. (почему вообще пошел переход на удобную обувь без каблука – читайте в статье “Крепко стоять на ногах”).

мода массы

Или вот тоже характерный показатель – стиль пожилых женщин, который всегда отличался консервативностью, неважно, следит дама за модой или нет. Раньше это всегда было платье или юбка. С жакетом, кардиганом или пальто. Туфли на невысоком каблуке. Классические фасоны. Степень модности пожилой леди показывала только сочетаемость и продуманность одежды.

Сегодня же подавляющее большинство старушек на улице будут одеты в джинсы или трикотажные брюки (спортивные или по типу спортивных). Вместо пальто на них будет пуховик. И часто – кроссовки и ботинки спортивного типа. Вот, например, так выглядит картинка по запросу “бабушка и внук”. И да, подавляющее большинство бабушек будут выглядеть именно так. Стильно или нет они будут при этом выглядеть – зависит скорее от стрижки, посадки одежды и том, насколько в целом все продуманно.

мода массы

А вот, например, иллюстрация из старой книги. Тут тоже бабушка и внук. Но сегодня пожилую женщину в такой одежде мы увидим только если она действительно интересуется своим стилем и осознанно старается выглядеть элегантно: строгие классические туфли (а не мягкая спортивная обувь), юбка и подходящая по тону блузка (а не джинсы и водолазка).

мода массы

Конечно, то, что мы сегодня в целом больше знаем про подиумные тренды, последние коллекции и люксовые бренды – это очень важное изменение массового модного сознания. Которое произошло не в последнюю очередь благодаря доступности информации в сети, социальным сетям и прочим изменениям последних лет. Но было бы странно говорить о том, что мода – это только подиумные тренды и есть. Или что только то, что модно в инстаграме – и есть мода.

На самом деле можно сказать, что все люди вокруг нас в той или иной степени транслируют нам современную моду. Да, для кого-то это будет именно акцент на утилитарность. Кто-то не думает о моде вообще, но его наряд тоже показатель эпохи, потому что он выбран из предлагаемого именно сегодня ассортимента. И рассматривать и оценивать вторых для понимания вектора развития моды и сегодняшнего модного дискурса ничуть не менее важно (а иногда даже и более) чем первых.

0
No tags 0