Сериал “Ход королевы” – характеры и стиль героев

Сериал – «Ход королевы» (или второй вариант перевода названия «Ферзевый гамбит») – стал самым настоящим событием в мире кино. И не только благодаря интересному сюжету, но еще и благодаря невероятно продуманной красивой картинке на экране. Интерьеры, мелкие детали быта (от керамических чаше для кофе до губок  для вытирания доски в приюте) – все это вызывает желание разглядывать нюансы и искать скрытые в них смыслы или приметы времени. Но я бы особо хотела бы поговорить про наряды в фильме. Они очень символичны. А кроме того – невероятно красивы.

Но начать стоит с того, что лично для меня тут на первый план выходит не только шахматная история, параллели с судьбами реальных шахматистов и все подобное. Но и явные аллюзии к Кэролловской Алисе. Даже имя героинь имеет сходство. Ведь в некоторых вариантах и языках Alice звучит так же, как и Elis. Хотя  мать (родная мать) Бет постоянно подчеркивает, что ее зовут именно Бет, а не Лиззи, что ближе к варианту «Алисы».  Тут, конечно, можно поискать скрытые языковые смыслы, но для этого нужно быть, наверное, внутри этой среды. Поэтому вернемся к платьям.

Сходство с каноническим образом Алисы подчеркивается самой узнаваемой деталью – лентой в волосах или другим подобным аксессуаром. Мы встречаем их несколько раз, и каждый раз – это судьбоносные моменты в жизни девочки. Сначала в приюте Бет рекомендуют надеть обруч на встречу с будущими усыновителями. Это делает образ более милым и «девочковым». Затем, лента в волосах появляется в сценах с американским чемпионатом, где Бет сражается с действующим чемпионом, с которым потом ее будут связывать сложные отношения, и который немало поможет ей.  После похорон матери Бет носит траурную косынку и повязку в волосах. Это тоже ключевой момент ее судьбы. И ближе к концу, когда она играет в сквош со своей подругой – у них обеих на головах повязки, удерживающие волосы.

Как и в книге Кэролла, история героини начинается с того, что она закрывает глаза в кресле. Только если у Алисы это кресло у камина, то у Бет Хармон – это заднее сиденье автомобиля, который несется прямиком на грузовик. И в момент попадения в приют – Бет и становится одной из множества мелких пешек. Каждая особенная и играет в партии свою роль (в приюте девочки одеты в одном стиле, но платья у них все же отличаются).

И первая «шахматная фигура», которая встречается на доске – Черная королева. Это Хелен Дирдоррф – заведующая приютом. Властная, указывающая, что делать. Но при этом, как мне показалось, лишенная самодурства и деспотизма. Хороший старт на шахматной доске жизни для девочки, которая попала в ситуацию, подобную ситуации Бет. Стиль Хелен строгий и выдержанный, с величественностью, но без особой помпезности. Корону заменяет безупречная укладка, а статус подчеркивается несколькими нитями жемчуга на шее.

Интересно отметить образ подруги Бет – Джолин. В отличие от книги Кэролла, в фильме мы видим трансформацию не только от белой пешки к белой королеве (что происходит в жизни Бет), но и такую же трансформацию пешки черной, которой Джолин являлась на старте. Свое приютское платье она сменяет на стильную одежду и дорогой автомобиль. А еще, что самое показательное – меняет прическу. Вместо гладко прилаженных волос, заплетенных в тугие косы, она начинает носить свои волосы в естественном виде. И прическа образует большой объемный шар, который делает сразу ее образ более масштабным и значимым. Такая девушка не останется без внимания.

ход королевы стиль

Символично, что в конце фильма директриса приюта получает травму и частично теряет свою власть (по крайней мере над жизнями Бет и Джолин) и Джолин теперь выглядит более могущественно, уверенно и в целом более масштабной фигурой по сравнению с миссис Дирдоррф, которая показывается лишь в полумраке, в тени приютского коридора.

Когда Бет усыновляют – она оказывается в новой школе. И ее новое окружение – это ничто иное как «говорящие цветы» в саду Кэролла. Самоуверенные глупые маргатитки в красивых платья. И одну из них, самую активную, зовут как раз именно Маргарет. Она всегда следит за модой и имеет отношения. Платья ее красивы, а туфли – модны. Но внутри нее нет содержания. Сходство с глупыми цветами из Алисы подчеркивается забавной остромодной шляпкой в виде цветка, когда Бет и Маргарет встречаются в универмаге. Кстати, том самом универмаге, про который она сказала, что “лучше бы умерла, чем покупать там”. Такая символическая смерть. И обратите внимание на нитку жемчуга на ее шее. Та самая классическая нитка жемчуга, про символизм которой я уже писала.

Margaret Ben Synders The Queen's Gambit Netflix

 Тут немного отвлечемся от платьев. Интересно отметить, что при всей разности судеб и интересов, у них обеих регулярно в руках мы наблюдаем одни и те же пакеты из ликеро-водочного отдела. Это вообще характерная черта того времени – женский алкоголизм и зависимость от транквилизаторов. За глянцевым фасадом счастливой жизни американской женщины скрывался обычно разной степени ад. Но об этом не принято говорить вслух. Просто изображаешь счастливицу, хвастаясь  прелестным малышом в коляске, набив  при этом багажную часть коляски пакетами с бухлом.

Приемная мать Бет Хармон – Альма Уитли – это белая королева. Которая в самом начале имеет большой вес и значимость на шахматной доске жизни героини. А затем – теряет эту значимость по мере того, как Бет наращивает свой «вес».  Кстати, если вспомните текст Кэролла – то там белая королева чуть не теряет свою крошку Лили (королевскую пешку) в камине. И вместо этой Лили затем  Алиса и начинает свои действия на шахматной доске. В фильме то же самое, за исключением того, что «королевская пешка» все же исчезла с доски полностью, первый ребенок Альмы погиб.

ход королевы стиль

Образ Альмы – традицонный образ домохозяйки тех лет, несколько уже при этом устаревающий, но все еще кажущийся роскошным и притягательным. Перчатки, накладки для прически, изящные туфли, белье.  Она живет в той среде, где главная власть женщины – ее внешняя привлекательность и притягательность. Но как разочарованы оказываются женщины, сделавшие ставку на это и обнаружившие, что на самом деле нет никакой власти, а сами они всего лишь безвольные пешки.

ход королевы стиль

Один из главных соперников Бет – чемпион Америки Бенни Уоттс – это без сомнения Безумный Шляпник. Главный его аксессуар – странная ковбойская шляпа, которая дополняется ножом, прикрепленным на пояс и черным плащом из кожи. Бенни – мужчина-ребенок, который за таким образом прячет свою, как ему кажется, недостаточную маскулинность. Огромный плащ он не снимает даже во время турниров. И потом без плаща мы его видим уже только тогда, когда Бет победила его. Он буквально снимает с себя свою броню, когда приглашает героиню к себе домой, и предстает голым и беззащитным. И это не метафора – в этом эпизоде на нем только тонкий домашний халат на голое тело, который он носит распахнутым.

ход королевы стиль
Where Do You Get Clothes Like on 'Queen's Gambit'? - The New York Times

Но, конечно, интереснее обсуждения персонажей, наряды и образы самой героини. Во-первых, стоит отметить самую главную идею, которая проходит в ее образах сквозь весь фильм: шахматы. Эта идея не выражается слишком прямолинейно и в лоб, но изящно проходит по всему фильму: черно-белая гамма шахматной доски, используемая в нарядах Бет, и рисунок в клетку. Клетка разнообразна. И впервые модное клетчатое платье героиня надевает, когда покупает его сама на собственные деньги, выигранные на первом турнире. Это своеобразный символ того, что она стала своей и полноценным игроком в этом шахматном мире.

Забавно, что начало шахматной карьеры совпадает со встречей двух близнецов. Это же реальные кэролловские Труляля и Траляля. Немного смешные, но в фильме они все время являются для героини хорошей поддержкой.

А дальше уже все в клетку: от купальника до стильного пальто, в котором она прогуливается по Москве или пальто, которое она носит в Париже.

ход королевы стиль
ход королевы стиль

Интересно еще отметить и то, что Бет в сериале прописана как очень привлекательная девушка. И это тоже влияет на то, как складывается ее жизнь. Начинает входить в шахматный мир она девочкой. Но как только игра выходит на серьезный уровень – она (во всех смыслах) взрослеет, становится привлекательной женщиной. И ту самую силу и власть женственности, которую почитали в поколении ее матери, начинает наращивать наравне с властью и значимостью в шахматах.

Несколько раз Бет отходит от этого «шахматного» образа. И  часто это не очень удачные моменты для ее карьеры. Так для доигрывания поединка с Григорием (подростком из СССР) она выбирает очень женственный и яркий образ. И она даже выигрывает этот матч. Но серьезность соперника, его подход к шахматам и возраст (ему там 12, кажется), напоминают ей, что в этой сфере надо все время очень-очень быстро бежать, если ты всего лишь хочешь остаться на месте и не растерять имеющиеся у тебя позиции.

Еще один «женственный» образ в пастельных тонах – Бет во время запоя. Светлое нижнее белье, на которое накинут пушистый кардиган. Бет таким образом уподобляется всем тем пьющим «счастливым домохозяйкам», про которых я писала выше. Которые выглядят невероятно  женственно и соблазнительно, а внутри у них при этом черная дыра. Интересно, что цветовая гамма этого образа перекликается с нарядами Альмы.

The Queen's Gambit' details you might have missed

Еще один образ, в котором наряды героини отходят от черно-белой шахматной гаммы, – платье, в котором она проигрывает Боргову после загула со своей французской подружкой. Оно могло бы быть черно-белым. Но вместо белого цвета Бет (которая является белой пешкой) на платье вдруг тот самый нежно-зеленый оттенок, как на ее детском платьице. Это символизирует то, что Бет хочет быть сильной в этой игре и победить, но в этот момент она все же снова та девочка, которая боится того, что произойдет.

Есть момент, когда Бет снова отходит от шахматного черно-белого канона и уходит в остромодный образ. Выпадает из шахматного мира в реальную жизнь, где она жить не умеет. и вообще находится в слабом положении и в запое. Но и тогда она не теряет свою самоидентификацию с шахматами. Ее резкий макияж с выразительными черными стрелками – это попытка все же “поиметь вес” в этой игре. И опять у нас тот самый нежно-зеленый.

ход королевы стиль

Кстати, в фильме есть целая «перекличка» зеленых оттенков. Первое – детское платье Бет. Дальше – оттенок ее формы в приюте (который местами перекликается с обивкой мебели и цветом стен), зеленый носит и миссис Дирдоррф. Ее зеленый – насыщенный, глубокий и сильный. Нежный зеленый и зелено-голубой носит часто и приемная мать героини – Альма. Это с одной стороны подчеркивает ее слабость. С другой стороны халат Альмы, который Бет забирает себе после ее смерти, тоже такой нежно-зеленый, – это та вещь, которая дает Бет силы и ресурсы для восстановления в моменты, когда ей тяжело. Зеленого много и в доме, где жили Бет и Альма.

ход королевы стиль
ход королевы стиль
ход королевы стиль

Последний раз, когда мы видим Бет не в «шахматном» – это нежно зеленое платье, в котором она играет финальный турнир с Борговым. Это платье похоже на то, которое сшила родная мать Бет, и которое мы видим на ней в начале фильма. Тот же цвет, но другая ткань и фасон. У детского платья тонкий материал и открытые плечи, которые делают образ хрупким и уязвимым. Взрослое платье Бет Хармон – это плотная шерсть высокого качества, которая хорошо облегает ее тело, закрывая грудь и плечи, как хорошая броня. Бет уверена в себе. И ей уже незачем самоутверждаться на шахматной доске – она уже проделала путь от пешки до королевы и вышла в этой игре (во всех смыслах) победительницей.

ход королевы стиль

И именно это транслирует нам финальный образ героини. Ее белое пальто и шапочка, напоминающая верхушку ферзя. Именно в таком образе она прогуливается по Москве. Той сказочной стране сильных шахматистов, которую хотела покорить – и сделала это, и получила там признание. Кстати, если обратить внимание – то под белым костюмом у героини зеленый бархат. Зеленый – это тот самый цвет ее детства. Но теперь это уже не оттенок ее детского платья, а тон платья директрисы приюта. Да и материал уже совсем другой по статусу.

ход королевы стиль

Кстати, про Москву. Многие смеются несоответствиям в деталях (храм христа спасителя в то время) и костюмах. Один костюм стюардессы чего стоит. Но тут надо понимать, что Бет у нас не в реальную Москву поехала. А в ту самую зазеркальную волшебную страну, которая может вообще  реальности не иметь никакого отношения. И та самая стюардесса – это не работница аэрофлота, а просто еще одна фигура на шахматной доске. Причем, мне кажется, ее образ – это такое подчеркивание пересечения границы «настоящего шахматного мира», где шахматными фигурами являются (в убеждении зарубежных шахматистов) все, даже те, кто не играют значимой роли в сюжете (жизни героини) и не причастны к шахматному миру.

ход королевы стиль
0